Еф., 220 зач., II, 4-10.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христа мы можем называть по-разному, к примеру, мы говорим о Нём как о Единородном Сыне Божием, как о Боге-Слове, как о Воплощённом Боге, называем мы Его и Спасителем. Последнее наименование Христа указывает, что Он нас спас и продолжает спасать, ну а сам термин «спасение» представляет собой одно из основных понятий христианского богословия. Однако, когда мы говорим о спасении, всякий раз необходимо «договариваться о терминах», потому что под этим словом можно понимать очень многое. Можно найти, к примеру, такое определение спасения — это «деятельность Сына Божьего, воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, Искупления его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смерти; создавшего Церковь, непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава». Определений спасения очень много, и все они, как правило, делают акцент на освобождении человека от уз греха и смерти. Апостол Павел не знал этих определений, и потому он говорил о спасении в несколько ином ключе. В каком именно, мы можем понять, если послушаем тот отрывок из 2-й главы Послания к Эфесянам, который сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.
Глава 2.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,-
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Основная мысль этого отрывка апостольского послания состоит буквально из трёх слов: «благодатью вы спасены». Всё же прочее — лишь разъяснение этой мысли, которая означает, что спасение не имеет прямой и непосредственной связи с усилиями человека. При этом необходимо помнить, что есть отличие обусловленного благодатью спасения и возможности им воспользоваться. Если первое — спасение — зависит не от человека, а от благодати, то второе — вхождение в спасение — определяется человеческой жизнью, нашей верой, нашими поступками, и в целом нашими усилиями.
В таком положении дел нет ничего необычного, и примеры подобных соотношений мы встречаем повсюду. Так, большинство людей не приложили никаких усилий для создания, скажем, самолётов, в этом смысле самолёты существуют сами по себе, они — дар человечеству со стороны тех людей, которые потрудились над их конструированием и строительством. Самолётами можно пользоваться, а можно ими пренебрегать и избирать иные виды транспорта. Но для того, чтобы воспользоваться самолётами, необходимо приложить некоторые усилия: заработать денег, купить билет, приехать в аэропорт, получить посадочный талон, пройти досмотр, дождаться времени вылета. Предприняв все эти действия, человек в конечном итоге окажется на борту, и через относительно короткий промежуток времени он прибудет в точку назначения.
Спасение в христианском его понимании устроено схожим образом. Оно является вожделенным для каждого христианина. Но если в случае с самолётом мы прекрасно представляем смысл всех действий, связанных с перелётами, то в отношении спасения конечная точка зачастую бывает сокрыта, и если это так, то мы становимся подобны маленьким детям, которым неважно, куда перемещаться на самолёте, для них зачастую бывает значимым лишь сам факт полёта.
С точки зрения апостола Павла спасение состоит в том, что Бог, «нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом [...] и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:5–6). Получается, что спасение, по мнению апостола Павла, состоит в совоскресении со Христом, Христос уже воскрес, Он уже, как сказано в нашем Символе веры, одесную, то есть по правую сторону, Бога-Отца, и каждый человек имеет возможность стать участником Христова Воскресения, оказавшись в конечном итоге там, где пребывает Христос. Ну а чтобы войти в дарованное Христом спасение, чтобы воскреснуть с Ним, нужны «добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять», ведь именно для них мы и были «созданы во Христе Иисусе».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Наследие протоиерея Иосифа Фуделя». Надежда Винюкова
У нас в студии была кандидат исторических наук, старший преподаватель Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Надежда Винюкова.
Разговор пойдет о жизни и служении известного священника начала ХХ века протоиерея Иосифа Фуделя, о его духовном наследии и вкладе в развитие русской религиозной мысли. О его пути к священническому служению, к которому он стремился, чтобы нести людям свет христианской веры, о его служении в тюремном храме и заботе о заключенных, а также о том, почему он считал, что лишь на почве Православия может произойти соединение интеллигенции и народа.
Кроме того речь шла о книге нашей гостьи «Апология чистого христианства: Жизнь и служение протоиерея Иосифа Фуделя».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Рождественская сказка». Священник Федор Лукьянов, Светлана Феодулова
Гостями программы «Светлый вечер» были настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов и оперная певица, многодетная мама Светлана Феодулова.
Мы говорили об отношении детей к сказкам, о значении и роли положительных и отрицательных сказочных героев, как это помогает воспитывать понимание добра и зла, о влиянии музыки на развитие ребенка, а также о новом праздничном концерте Светланы Феодуловой для всей семьи, Рождественской сказке «Секрет Новогодних игрушек».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Оксана Шалыгина, Илья Кусков
У нас в гостях были заместитель директора департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Оксана Шалыгина и директор социально-реабилитационного центра для бездомных людей «Теплый прием», председатель фонда «Помощник и Покровитель» Илья Кусков. Разговор шел о том, каким образом можно помогать бездомным.
Наши гости рассказали, почему, помимо первой помощи, важно организовывать для людей без крова над головой рабочие места — как, например, Илья организовал кожевенную мастерскую, где подопечные могут не только сами учиться кожевенному делу и зарабатывать этим себе на жизнь, но и передавать знания другим.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели











