Еф., 220 зач., II, 4-10.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христа мы можем называть по-разному, к примеру, мы говорим о Нём как о Единородном Сыне Божием, как о Боге-Слове, как о Воплощённом Боге, называем мы Его и Спасителем. Последнее наименование Христа указывает, что Он нас спас и продолжает спасать, ну а сам термин «спасение» представляет собой одно из основных понятий христианского богословия. Однако, когда мы говорим о спасении, всякий раз необходимо «договариваться о терминах», потому что под этим словом можно понимать очень многое. Можно найти, к примеру, такое определение спасения — это «деятельность Сына Божьего, воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, Искупления его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смерти; создавшего Церковь, непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава». Определений спасения очень много, и все они, как правило, делают акцент на освобождении человека от уз греха и смерти. Апостол Павел не знал этих определений, и потому он говорил о спасении в несколько ином ключе. В каком именно, мы можем понять, если послушаем тот отрывок из 2-й главы Послания к Эфесянам, который сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.
Глава 2.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,-
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Основная мысль этого отрывка апостольского послания состоит буквально из трёх слов: «благодатью вы спасены». Всё же прочее — лишь разъяснение этой мысли, которая означает, что спасение не имеет прямой и непосредственной связи с усилиями человека. При этом необходимо помнить, что есть отличие обусловленного благодатью спасения и возможности им воспользоваться. Если первое — спасение — зависит не от человека, а от благодати, то второе — вхождение в спасение — определяется человеческой жизнью, нашей верой, нашими поступками, и в целом нашими усилиями.
В таком положении дел нет ничего необычного, и примеры подобных соотношений мы встречаем повсюду. Так, большинство людей не приложили никаких усилий для создания, скажем, самолётов, в этом смысле самолёты существуют сами по себе, они — дар человечеству со стороны тех людей, которые потрудились над их конструированием и строительством. Самолётами можно пользоваться, а можно ими пренебрегать и избирать иные виды транспорта. Но для того, чтобы воспользоваться самолётами, необходимо приложить некоторые усилия: заработать денег, купить билет, приехать в аэропорт, получить посадочный талон, пройти досмотр, дождаться времени вылета. Предприняв все эти действия, человек в конечном итоге окажется на борту, и через относительно короткий промежуток времени он прибудет в точку назначения.
Спасение в христианском его понимании устроено схожим образом. Оно является вожделенным для каждого христианина. Но если в случае с самолётом мы прекрасно представляем смысл всех действий, связанных с перелётами, то в отношении спасения конечная точка зачастую бывает сокрыта, и если это так, то мы становимся подобны маленьким детям, которым неважно, куда перемещаться на самолёте, для них зачастую бывает значимым лишь сам факт полёта.
С точки зрения апостола Павла спасение состоит в том, что Бог, «нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом [...] и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:5–6). Получается, что спасение, по мнению апостола Павла, состоит в совоскресении со Христом, Христос уже воскрес, Он уже, как сказано в нашем Символе веры, одесную, то есть по правую сторону, Бога-Отца, и каждый человек имеет возможность стать участником Христова Воскресения, оказавшись в конечном итоге там, где пребывает Христос. Ну а чтобы войти в дарованное Христом спасение, чтобы воскреснуть с Ним, нужны «добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять», ведь именно для них мы и были «созданы во Христе Иисусе».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия







