Еф., 220 зач., II, 4-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христа мы можем называть по-разному, к примеру, мы говорим о Нём как о Единородном Сыне Божием, как о Боге-Слове, как о Воплощённом Боге, называем мы Его и Спасителем. Последнее наименование Христа указывает, что Он нас спас и продолжает спасать, ну а сам термин «спасение» представляет собой одно из основных понятий христианского богословия. Однако, когда мы говорим о спасении, всякий раз необходимо «договариваться о терминах», потому что под этим словом можно понимать очень многое. Можно найти, к примеру, такое определение спасения — это «деятельность Сына Божьего, воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, Искупления его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смерти; создавшего Церковь, непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава». Определений спасения очень много, и все они, как правило, делают акцент на освобождении человека от уз греха и смерти. Апостол Павел не знал этих определений, и потому он говорил о спасении в несколько ином ключе. В каком именно, мы можем понять, если послушаем тот отрывок из 2-й главы Послания к Эфесянам, который сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.
Глава 2.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,-
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Основная мысль этого отрывка апостольского послания состоит буквально из трёх слов: «благодатью вы спасены». Всё же прочее — лишь разъяснение этой мысли, которая означает, что спасение не имеет прямой и непосредственной связи с усилиями человека. При этом необходимо помнить, что есть отличие обусловленного благодатью спасения и возможности им воспользоваться. Если первое — спасение — зависит не от человека, а от благодати, то второе — вхождение в спасение — определяется человеческой жизнью, нашей верой, нашими поступками, и в целом нашими усилиями.
В таком положении дел нет ничего необычного, и примеры подобных соотношений мы встречаем повсюду. Так, большинство людей не приложили никаких усилий для создания, скажем, самолётов, в этом смысле самолёты существуют сами по себе, они — дар человечеству со стороны тех людей, которые потрудились над их конструированием и строительством. Самолётами можно пользоваться, а можно ими пренебрегать и избирать иные виды транспорта. Но для того, чтобы воспользоваться самолётами, необходимо приложить некоторые усилия: заработать денег, купить билет, приехать в аэропорт, получить посадочный талон, пройти досмотр, дождаться времени вылета. Предприняв все эти действия, человек в конечном итоге окажется на борту, и через относительно короткий промежуток времени он прибудет в точку назначения.
Спасение в христианском его понимании устроено схожим образом. Оно является вожделенным для каждого христианина. Но если в случае с самолётом мы прекрасно представляем смысл всех действий, связанных с перелётами, то в отношении спасения конечная точка зачастую бывает сокрыта, и если это так, то мы становимся подобны маленьким детям, которым неважно, куда перемещаться на самолёте, для них зачастую бывает значимым лишь сам факт полёта.
С точки зрения апостола Павла спасение состоит в том, что Бог, «нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом [...] и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:5–6). Получается, что спасение, по мнению апостола Павла, состоит в совоскресении со Христом, Христос уже воскрес, Он уже, как сказано в нашем Символе веры, одесную, то есть по правую сторону, Бога-Отца, и каждый человек имеет возможность стать участником Христова Воскресения, оказавшись в конечном итоге там, где пребывает Христос. Ну а чтобы войти в дарованное Христом спасение, чтобы воскреснуть с Ним, нужны «добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять», ведь именно для них мы и были «созданы во Христе Иисусе».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Комната, где дети не плачут. Дарья Кравченко
Помню, как сейчас. Вечер. Я смотрю на недоклеенные обои в коридоре нашей квартиры и говорю мужу, что необходимо срочно доделать ремонт до рождения нашего малыша. Он попросил успокоиться и забыть о ремонте. Я еще раз спрашиваю про некупленные шторы, но Илья только улыбается в ответ. Все будет хорошо.
Ночью мне на самом деле стало не до ремонта. Меня на восьмом месяце беременности забрала скорая помощь в роддом. Я смутно помню, что было дальше. Помню долгую дорогу и тусклый свет в карете скорой. Все время в дороге я молилась Богородице, чтобы у меня родился здоровый малыш. Молилась, потому что вероятность родить здорового ребенка на таком сроке невелика.
На следующий день, в 14:40 на свет появился мой недоношенный богатырь. Да, именно так назвали реаниматологи нашего Луку, ведь родился он весом 3 кг, а это для восьмимесячного малыша — чудо. Только я, вытирая слезы на усталом лице, знала, что материнская молитва может и не такое! Тем не менее нас положили в отделение патологии для новорожденных. Формально ребенок считался недоношенным.
Вечером я стояла в больничном коридоре патологии в очереди за порцией рыбного супа. И мой взгляд случайно скользнул в палату с множеством кувезов, разной медицинской аппаратуры трубок, проводов и маленьких иконок. Я шагнула в эту комнату и оцепенела. В кувезах лежали новорожденные недоношенные дети, точнее, что-то очень похожее на детей. Ведь вес тех деток — от 300 грамм до 1 кг.
Дети не плакали, лишь изредка раздавался звук сирены, если у кого-то из малышей заканчивался кислород. Тогда медсестры быстро бежали налаживать процесс подачи воздуха.
Мой случай для мам, которые находились в этой патологии, был мечтой. Ведь я лежала рядом со своим здоровым малышом, а их детки не могли не дышать, не согреваться без помощи аппаратуры.
Тем не менее в этой палате для недоношенных малышей было спокойно и благодатно. Там было много икон и какого-то тепла. Тогда мне казалось, что деток греют не аппараты, а маленькие затертые иконки, висевшие над кувезами. Позже я познакомилась с заведующей отделением. Она оказалась верующим человеком. «Конечно, молюсь за этих крошек — рассказала она — Бог милостив!»
Те пару недель, проведенные в детской патологии, мне многое показали: например, как сильна материнская молитва. Не преувеличу, если скажу, что нашего Луку Бог спас по Своей Милости, по моим молитвами и заступничеству Пресвятой Богородицы. Мы вымолили его той ночью.
Это чудо — держать на руках недоношенного, но здорового ребенка.
Я больше не ропщу, когда что-то не ладится, не расстраиваюсь, когда не получаю просимого. Когда кажется, что в моей жизни все совсем плохо, я вспоминаю ту комнату, в которой дети не плачут и тихо шепчу Богу: «Слава Тебе, Господи, за все!».
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
«Послушание»
Выхожу ранним утром на улицу и слышу привычный звук — это дворник Петрович метёт дорогу вдоль дома. У меня звук метлы — соприкосновение берёзовых прутьев с асфальтом — часто вызывает воспоминания из прошлого. Когда-то в юности я приехал потрудиться в мужской монастырь. Монахи обители, взглянув на мою худощавую фигуру, не стали направлять меня на тяжёлые работы. Поручили поддерживать монастырскую площадь и дорожки в порядке.
Так я и проходил две недели с метлой в руках. Как сейчас помню длинную дорожку от братского корпуса, в котором жили монахи, к главному храму. За долгую осеннюю ночь её покрывали опавшие листья, и мне предстояло их убирать. Час-полтора работы и дорожка вновь чистая. Очень нравилось мне это послушание, так в монастыре называют определённые виды работ. С тех пор я неравнодушен к звукам метлы и при случае помогаю нашему дворнику.
Вот и сейчас я подхожу к нему и говорю: «Петрович, здорово! Возьми, подержи». Передаю ему свою сумку, беру метлу и начинаю мести дорожку. Петрович улыбается, он рад перекинуться со мной парой слов. Я тоже рад с ним поговорить и вспомнить своё монастырское послушание.
Все выпуски программы Утро в прозе
18 мая. О подвигах и чудесах Великомученицы Ирины
Сегодня 18 мая. День памяти Великомученицы Ирины, жившей в первые века христианства.
О её подвигах и чудесах, — священник Августин Соколовски.