Еф., 231 зач., V, 25-33.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Люди, бывавшие на свадьбе, слышали, как молодожёнам желают, чтобы их любовь была долгой, крепкой и искренней... А какой любви им мог бы пожелать апостол Павел? Ответить на этот вопрос можно, обратившись к отрывку из 5-й главы послания к Ефесянам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это часть того чтения, которое читается во время венчания. Так что в известном смысле эти слова в качестве наставления и пожелания действительно слышат все те, кто вступает в брак. Причём не в любой брак, но в брак христианский, потому что в основе всего, о чём говорит апостол, — вера во Христа и Его спасительный подвиг ради людей. Иногда людям, далёким от церкви, венчание представляется красивым обрядом, во время которого священник молится о том, чтобы у молодожёнов всё было хорошо. Пожелать всего доброго можно кому угодно: верующим, атеистам, агностикам... Но брак — это Таинство, и как любое Таинство он предполагает не только помощь Божию, но веру и усилия самого человека.
Обычно в жизни, в том числе и семейной, люди ориентируются на те или иные примеры. Это могут быть родственники, друзья или известные люди, которые прожили долгую и счастливую совместную жизнь. Но для апостола Павла главным примером оказывается Иисус Христос и Церковь. Он так и пишет: мужья призваны любить своих жён, как Господь возлюбил Церковь, то есть любить жертвенно, ведь Спаситель за людей предал Себя на распятие. Понимая, что подобные сравнения могут оказаться трудными для восприятия, апостол переходит к другим примерам. Он говорит: «Любите своих жён, как свои тела, которые вы кормите и греете». В основе человеческой деятельности, даже если эта деятельность направлена на людей и общение, очень часто лежит эгоизм и потребительское отношение. Однако никто в здравом уме не будет говорить, что он соперничает с собственным телом или, что ведет себя эгоистично по отношению к нему. И вот апостол говорит: теперь представь, что перед тобой не другой человек, не соперник, не тот, кого надо подчинить, доказав свою власть и правоту, но ты сам, твоё собственное тело. И чтобы максимально приблизиться в объяснении к человеческому опыту, он указывает на самые распространённые формы нашей заботы о самих себе: мы себя кормим и одеваем.
Может показаться, что, перейдя к таким бытовым примерам, апостол отходит от собственно богословского содержания, но образ тела для него наполнен именно богословским смыслом. Вступая в брак, христиане не просто должны представить себе, что супруг или супруга для них так же близки, как их собственные тела... Им стоит помнить, что они оба являются частью одного Тела — Тела Христова, которое не является простой метафорой или образом, удобным для понимания. Церковь как Тело Христово — это собрание тех, кто не образно, но вполне реально соединён со Спасителем и в Нём друг с другом. Так тайна Церкви как Тела Христова призвана стать Таинством для двоих, чтобы они, созидая малую Церковь, стали двое в одну плоть.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.