
Еф., 231 зач., V, 25-33.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Люди, бывавшие на свадьбе, слышали, как молодожёнам желают, чтобы их любовь была долгой, крепкой и искренней... А какой любви им мог бы пожелать апостол Павел? Ответить на этот вопрос можно, обратившись к отрывку из 5-й главы послания к Ефесянам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это часть того чтения, которое читается во время венчания. Так что в известном смысле эти слова в качестве наставления и пожелания действительно слышат все те, кто вступает в брак. Причём не в любой брак, но в брак христианский, потому что в основе всего, о чём говорит апостол, — вера во Христа и Его спасительный подвиг ради людей. Иногда людям, далёким от церкви, венчание представляется красивым обрядом, во время которого священник молится о том, чтобы у молодожёнов всё было хорошо. Пожелать всего доброго можно кому угодно: верующим, атеистам, агностикам... Но брак — это Таинство, и как любое Таинство он предполагает не только помощь Божию, но веру и усилия самого человека.
Обычно в жизни, в том числе и семейной, люди ориентируются на те или иные примеры. Это могут быть родственники, друзья или известные люди, которые прожили долгую и счастливую совместную жизнь. Но для апостола Павла главным примером оказывается Иисус Христос и Церковь. Он так и пишет: мужья призваны любить своих жён, как Господь возлюбил Церковь, то есть любить жертвенно, ведь Спаситель за людей предал Себя на распятие. Понимая, что подобные сравнения могут оказаться трудными для восприятия, апостол переходит к другим примерам. Он говорит: «Любите своих жён, как свои тела, которые вы кормите и греете». В основе человеческой деятельности, даже если эта деятельность направлена на людей и общение, очень часто лежит эгоизм и потребительское отношение. Однако никто в здравом уме не будет говорить, что он соперничает с собственным телом или, что ведет себя эгоистично по отношению к нему. И вот апостол говорит: теперь представь, что перед тобой не другой человек, не соперник, не тот, кого надо подчинить, доказав свою власть и правоту, но ты сам, твоё собственное тело. И чтобы максимально приблизиться в объяснении к человеческому опыту, он указывает на самые распространённые формы нашей заботы о самих себе: мы себя кормим и одеваем.
Может показаться, что, перейдя к таким бытовым примерам, апостол отходит от собственно богословского содержания, но образ тела для него наполнен именно богословским смыслом. Вступая в брак, христиане не просто должны представить себе, что супруг или супруга для них так же близки, как их собственные тела... Им стоит помнить, что они оба являются частью одного Тела — Тела Христова, которое не является простой метафорой или образом, удобным для понимания. Церковь как Тело Христово — это собрание тех, кто не образно, но вполне реально соединён со Спасителем и в Нём друг с другом. Так тайна Церкви как Тела Христова призвана стать Таинством для двоих, чтобы они, созидая малую Церковь, стали двое в одну плоть.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер