
Апостол Павел
Еф., 227 зач., IV, 25-32.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда люди, которые стараются соблюдать заповеди, делают это простым усилием воли, не понимая, что им было бы гораздо легче, если бы они разобрались в сути духовной жизни, осмыслили причины и цели того, чего от них ожидает Господь. Примером такого подхода может быть отрывок из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27 и не давайте места диаволу.
28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Человек существо разумное и для него естественно во всём искать смысл. При этом всякий хоть раз в жизни на вопрос «почему?», слышал простой и короткий ответ: «потому». Обычно в таких диалогах спрашивающая сторона зависит от другой и отказаться от выполнения запрета или требования не может. При этом другая, которая требование или запрет выдвигает, понимая зависимое положение собеседника, решает не утруждать себя объяснениями.
Конечно, ситуации бывают самыми разными, но общий принцип таков: если человеку объяснить причину или цель просьбы, выполнить её ему будет проще, потому что он будет хотя бы отчасти понимать внутреннюю логику того, что делает. Особенно важно это понимать, когда речь идёт о нравственной жизни, ведь в ней решения часто даются человеку с трудом и предполагают борьбу с самим собой.
В отрывке, который мы сегодня услышали, апостол Павел поступает именно так — он говорит с Ефесянами о нравственной жизни и комментирует каждую свою просьбу.
Так, например, он призывает читателей, отвергнув ложь, говорить ближним истину. Сложно себе представить, чтобы Ефесяне не знали, что быть честными и искренними хорошо и правильно. Эта добродетель была хорошо известна в античности. Однако известность чего бы то ни было не означает того, что с этим нет проблем. Человек может прекрасно знать, что обманывать нельзя и даже в теории с этим соглашаться. Но при этом в ситуации соперничества, когда от лжи будет зависеть его благополучие, он солжёт совершенно спокойно. Неслучайно в народе бытуют пословицы «не соврёшь — не проживёшь» и «своя рубаха ближе к телу». Все эти вещи совершенно не случайны, потому что после грехопадения люди стали всё больше разобщаться, соперничать и в итоге иногда человек готов идти на самые страшные поступки и выживать за счёт других... Но апостол знает, что Бог сотворил людей для другого и во Христе Иисусе они могут вернуться к нормальным и правильным отношениям. Обращаясь к ученикам, он не просто призывает их перестать обманывать, но объясняет, что у них есть для этого все силы и возможности. Теперь, когда они стали членами тела Христова, они больше не должны рассматривать ближнего как врага или соперника, но как брата и сослужителя, с которым они смотрят в одну сторону и идут к одной цели.
И таким же образом апостол говорит о гневе, с которым надо уметь справляться, о воровстве, которое необходимо отвергнуть и честно трудиться, помогая окружающим. Павел обращается к самым разным проблемам, о каждой из которых можно говорить достаточно долго, но суть его подхода в том, что он не просто запрещает или повелевает, но объясняет и даёт положительную перспективу, благодаря чему суть духовной жизни становится более ясной, а усилия осмысленными и плодотворными.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема