
Апостол Павел
Еф., 227 зач., IV, 25-32.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда люди, которые стараются соблюдать заповеди, делают это простым усилием воли, не понимая, что им было бы гораздо легче, если бы они разобрались в сути духовной жизни, осмыслили причины и цели того, чего от них ожидает Господь. Примером такого подхода может быть отрывок из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27 и не давайте места диаволу.
28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Человек существо разумное и для него естественно во всём искать смысл. При этом всякий хоть раз в жизни на вопрос «почему?», слышал простой и короткий ответ: «потому». Обычно в таких диалогах спрашивающая сторона зависит от другой и отказаться от выполнения запрета или требования не может. При этом другая, которая требование или запрет выдвигает, понимая зависимое положение собеседника, решает не утруждать себя объяснениями.
Конечно, ситуации бывают самыми разными, но общий принцип таков: если человеку объяснить причину или цель просьбы, выполнить её ему будет проще, потому что он будет хотя бы отчасти понимать внутреннюю логику того, что делает. Особенно важно это понимать, когда речь идёт о нравственной жизни, ведь в ней решения часто даются человеку с трудом и предполагают борьбу с самим собой.
В отрывке, который мы сегодня услышали, апостол Павел поступает именно так — он говорит с Ефесянами о нравственной жизни и комментирует каждую свою просьбу.
Так, например, он призывает читателей, отвергнув ложь, говорить ближним истину. Сложно себе представить, чтобы Ефесяне не знали, что быть честными и искренними хорошо и правильно. Эта добродетель была хорошо известна в античности. Однако известность чего бы то ни было не означает того, что с этим нет проблем. Человек может прекрасно знать, что обманывать нельзя и даже в теории с этим соглашаться. Но при этом в ситуации соперничества, когда от лжи будет зависеть его благополучие, он солжёт совершенно спокойно. Неслучайно в народе бытуют пословицы «не соврёшь — не проживёшь» и «своя рубаха ближе к телу». Все эти вещи совершенно не случайны, потому что после грехопадения люди стали всё больше разобщаться, соперничать и в итоге иногда человек готов идти на самые страшные поступки и выживать за счёт других... Но апостол знает, что Бог сотворил людей для другого и во Христе Иисусе они могут вернуться к нормальным и правильным отношениям. Обращаясь к ученикам, он не просто призывает их перестать обманывать, но объясняет, что у них есть для этого все силы и возможности. Теперь, когда они стали членами тела Христова, они больше не должны рассматривать ближнего как врага или соперника, но как брата и сослужителя, с которым они смотрят в одну сторону и идут к одной цели.
И таким же образом апостол говорит о гневе, с которым надо уметь справляться, о воровстве, которое необходимо отвергнуть и честно трудиться, помогая окружающим. Павел обращается к самым разным проблемам, о каждой из которых можно говорить достаточно долго, но суть его подхода в том, что он не просто запрещает или повелевает, но объясняет и даёт положительную перспективу, благодаря чему суть духовной жизни становится более ясной, а усилия осмысленными и плодотворными.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер