
Апостол Павел
Еф., 227 зач., IV, 25-32.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда люди, которые стараются соблюдать заповеди, делают это простым усилием воли, не понимая, что им было бы гораздо легче, если бы они разобрались в сути духовной жизни, осмыслили причины и цели того, чего от них ожидает Господь. Примером такого подхода может быть отрывок из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27 и не давайте места диаволу.
28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Человек существо разумное и для него естественно во всём искать смысл. При этом всякий хоть раз в жизни на вопрос «почему?», слышал простой и короткий ответ: «потому». Обычно в таких диалогах спрашивающая сторона зависит от другой и отказаться от выполнения запрета или требования не может. При этом другая, которая требование или запрет выдвигает, понимая зависимое положение собеседника, решает не утруждать себя объяснениями.
Конечно, ситуации бывают самыми разными, но общий принцип таков: если человеку объяснить причину или цель просьбы, выполнить её ему будет проще, потому что он будет хотя бы отчасти понимать внутреннюю логику того, что делает. Особенно важно это понимать, когда речь идёт о нравственной жизни, ведь в ней решения часто даются человеку с трудом и предполагают борьбу с самим собой.
В отрывке, который мы сегодня услышали, апостол Павел поступает именно так — он говорит с Ефесянами о нравственной жизни и комментирует каждую свою просьбу.
Так, например, он призывает читателей, отвергнув ложь, говорить ближним истину. Сложно себе представить, чтобы Ефесяне не знали, что быть честными и искренними хорошо и правильно. Эта добродетель была хорошо известна в античности. Однако известность чего бы то ни было не означает того, что с этим нет проблем. Человек может прекрасно знать, что обманывать нельзя и даже в теории с этим соглашаться. Но при этом в ситуации соперничества, когда от лжи будет зависеть его благополучие, он солжёт совершенно спокойно. Неслучайно в народе бытуют пословицы «не соврёшь — не проживёшь» и «своя рубаха ближе к телу». Все эти вещи совершенно не случайны, потому что после грехопадения люди стали всё больше разобщаться, соперничать и в итоге иногда человек готов идти на самые страшные поступки и выживать за счёт других... Но апостол знает, что Бог сотворил людей для другого и во Христе Иисусе они могут вернуться к нормальным и правильным отношениям. Обращаясь к ученикам, он не просто призывает их перестать обманывать, но объясняет, что у них есть для этого все силы и возможности. Теперь, когда они стали членами тела Христова, они больше не должны рассматривать ближнего как врага или соперника, но как брата и сослужителя, с которым они смотрят в одну сторону и идут к одной цели.
И таким же образом апостол говорит о гневе, с которым надо уметь справляться, о воровстве, которое необходимо отвергнуть и честно трудиться, помогая окружающим. Павел обращается к самым разным проблемам, о каждой из которых можно говорить достаточно долго, но суть его подхода в том, что он не просто запрещает или повелевает, но объясняет и даёт положительную перспективу, благодаря чему суть духовной жизни становится более ясной, а усилия осмысленными и плодотворными.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











