
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 222 зач., II, 19 — III, 7.
Глава 2.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Глава 3.
1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,
6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к Ефесянам и говорит им о тайне Христовой, которую Бог не сообщил прежним поколениям, но открыл ему для особенного служения. Услышав это, кто-нибудь может решить, что Павел имеет в виду какую-то особенную идею, тайную мысль, которую Иисус никому, кроме него, не сказал. Почему-то людям очень нравится обладать информацией, которая мало кому известна, как будто бы обладая ею, ты обладаешь властью... Однако, при внимательном обращении к тексту апостола, мы видим, что Павел не имел в виду ничего подобного. Более того, особенность тайны, о которой говорит Павел, в том, что она предназначена всем и должна быть открыта каждому. Именно поэтому гностики, как любители тайного знания, позволявшего ощущать себя этакой религиозной элитой языческого общества, оказались совершенно чужды Церкви, которая готова была проповедовать всем: богатым и бедным, учёным и простецам.
О чём же говорит Апостол и какую тайну он имеет в виду? В первую очередь стоит обратить внимание на то, что апостол говорит не о тайне, полученной от Христа, но о Тайне Христа, в котором неизреченным образом Бог воспринял человеческую природу, для того чтобы открыть людям путь спасения. Человек, живущий в мире греха, оказывается настолько глубоко им охвачен, что у него не остаётся никакой надежды на возможность иной жизни. Именно поэтому в своей глубине древние языческие религии древности были пессимистическими. Но вот Бог открылся Аврааму, затем Моисею с вестью о том, что люди важны для него, и Он готов выстраивать с ними личные отеческие отношения. Казалось бы, весть это радостная, но для кого, вот вопрос! Для иудеев да, но как же все остальные... Да и о чём именно речь, когда мы говорим про отношения с Богом? Это Его покровительство и помощь в этом мире... Но что потом, смерть? Ведь так же не случайно Екклесиаст пишет, что участь для всех в итоге одна... Его жизнь лучше, чем жизнь язычника, но и она заканчивается смертью. Однако замысел Божий был не таков, чтобы немного обнадёжить один из народов земли. Господь постепенно вёл мир к тому, чтобы явить ему Свою любовь во Христе. И так как мир отвернулся от Бога, для него это действие Божие — непонятно и таинственно. Жестокие и развращённые, пирующие боги Олимпа понятны, потому что мир создал их по своему образу и подобию... Но Бог, ставший человеком для спасения всех, — и иудеев и язычников — Бог, умирающий для этого на кресте, оказывается миру совершенно чужд. Именно поэтому проповедь Божией любви оказывается для мира тайной... Он не может вместить ни жертвенности, ни любви, да ещё и по отношению ко всем. Но для тех, кто соглашается с Богом, кто приходит к Нему, Его любовь перестаёт быть тайной и переживается как опыт возвращения и встречи... В первую очередь встречи со Христом, через Которого мы, по слову апостола можем ощутить себя братьями и сёстрами, согражданами святым и своими Богу.
9 ноября. О жизни святой праведной Ольги Аляскинской

30 октября 2025 года Постановлением Священного Синода в месяцеслов Русской Православной Церкви включено имя святой праведной Ольги Аляскинской, ранее канонизированной Американской Православной Церковью, с определением празднования её памяти 9 ноября по новому стилю.
О жизни святой праведной Ольги Аляскинской — протоиерей Игорь Филяновский.
Святая праведная матушка Ольга родилась в 1916 году в посёлке Куитлук на Аляске в эскимосской семье. В русской православной миссии девочку крестили с именем Ольга. С детства она ходила в церковь и, по свидетельству современников, знала наизусть многие службы.
Когда выросла, то вышла замуж за Николая Майкла. Он работал почтальоном и содержал небольшой магазинчик в их поселке. Николай был далёк от церкви, но под влиянием жены воцерковился, стал чтецом, окончил семинарию святого Германа Аляскинского и был рукоположен в священники Свято-Никольского храма своего родного посёлка.
А матушка Ольга растила детей, у них с отцом Николаем их 13, но только 8 дожили до совершеннолетия. Детская смертность на Аляске, к сожалению, в те годы была очень высокая.
Но матушка Ольга не только поднимала своих детей, но и заботилась о своих односельчанах. Она была известна как опытная акушерка и принимала роды не только в своём посёлке, но и во всей округе.
Матушка Ольга всегда старалась помочь бедным односельчанам. Отдавала одежду своих детей, готовила еду, убирала, молилась с ними, пересказывала им Евангелие. Особенно она заботилась о женщинах, переживших домашнее насилие. К сожалению, в эскимосских семьях тех лет это было нередко.
За неустанную помощь ближним матушку Ольгу называли новой праведной Тавифой. Она скончалась в 1979 году. Почти сразу же возникло её местное почитание. Известно много её икон, где она изображена с тазом воды и полотенцем — такими атрибутами акушерки.
Прославление матушки Ольги в 2023 году стало важным духовным событием не только для православной церкви в Америке, но и для всего православного мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







