
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 222 зач., II, 19 — III, 7.
Глава 2.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Глава 3.
1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,
6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к Ефесянам и говорит им о тайне Христовой, которую Бог не сообщил прежним поколениям, но открыл ему для особенного служения. Услышав это, кто-нибудь может решить, что Павел имеет в виду какую-то особенную идею, тайную мысль, которую Иисус никому, кроме него, не сказал. Почему-то людям очень нравится обладать информацией, которая мало кому известна, как будто бы обладая ею, ты обладаешь властью... Однако, при внимательном обращении к тексту апостола, мы видим, что Павел не имел в виду ничего подобного. Более того, особенность тайны, о которой говорит Павел, в том, что она предназначена всем и должна быть открыта каждому. Именно поэтому гностики, как любители тайного знания, позволявшего ощущать себя этакой религиозной элитой языческого общества, оказались совершенно чужды Церкви, которая готова была проповедовать всем: богатым и бедным, учёным и простецам.
О чём же говорит Апостол и какую тайну он имеет в виду? В первую очередь стоит обратить внимание на то, что апостол говорит не о тайне, полученной от Христа, но о Тайне Христа, в котором неизреченным образом Бог воспринял человеческую природу, для того чтобы открыть людям путь спасения. Человек, живущий в мире греха, оказывается настолько глубоко им охвачен, что у него не остаётся никакой надежды на возможность иной жизни. Именно поэтому в своей глубине древние языческие религии древности были пессимистическими. Но вот Бог открылся Аврааму, затем Моисею с вестью о том, что люди важны для него, и Он готов выстраивать с ними личные отеческие отношения. Казалось бы, весть это радостная, но для кого, вот вопрос! Для иудеев да, но как же все остальные... Да и о чём именно речь, когда мы говорим про отношения с Богом? Это Его покровительство и помощь в этом мире... Но что потом, смерть? Ведь так же не случайно Екклесиаст пишет, что участь для всех в итоге одна... Его жизнь лучше, чем жизнь язычника, но и она заканчивается смертью. Однако замысел Божий был не таков, чтобы немного обнадёжить один из народов земли. Господь постепенно вёл мир к тому, чтобы явить ему Свою любовь во Христе. И так как мир отвернулся от Бога, для него это действие Божие — непонятно и таинственно. Жестокие и развращённые, пирующие боги Олимпа понятны, потому что мир создал их по своему образу и подобию... Но Бог, ставший человеком для спасения всех, — и иудеев и язычников — Бог, умирающий для этого на кресте, оказывается миру совершенно чужд. Именно поэтому проповедь Божией любви оказывается для мира тайной... Он не может вместить ни жертвенности, ни любви, да ещё и по отношению ко всем. Но для тех, кто соглашается с Богом, кто приходит к Нему, Его любовь перестаёт быть тайной и переживается как опыт возвращения и встречи... В первую очередь встречи со Христом, через Которого мы, по слову апостола можем ощутить себя братьями и сёстрами, согражданами святым и своими Богу.
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки