Еф., 229 зач., V, 8-19.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что услышанном отрывке апостол Павел призывает христиан оставить тот образ жизни, который они проводили, будучи язычниками, и начать жить по-христиански. Что же означает жить по-христиански? Для апостола Павла эта особенность может быть выражена одной фразой: «не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». Ученик Христов стремится во всём согласовать свои действия с желаниями Творца. На первый взгляд, это кажется само собой разумеющимся. Каждое утро и каждый вечер мы читаем молитву «Отче наш», в которой есть такие слова: «да будет воля Твоя, как и на земле, так и на небе». Однако, если внимательней присмотреться к своей жизни, то окажется, что не всё так просто. Ведь говорить, это одно, а поступать так — совсем другое. Показателен в этом смысле эпизод из жизни блаженного Августина. Он был искренним, ищущим Бога человеком. На определённом этапе он почувствовал, что Истина там, где Христос. Но что-то мешало ему принять Его в полноте. Как сам он пишет в своей «Исповеди», на тот момент он сожительствовал с женщиной, к которой был очень привязан. Где-то в глубине он понимал, что эта связь незаконна. А потому просил Бога: «Господи, дай мне целомудрие и воздержание». Однако Господь молчал и не отвечал на его молитвы. И только намного позже, когда Августину всё же удалось разорвать эту связь, он признался себе, что после каждого такой просьбы, где-то в глубине своей души он добавлял: «избавь, Господи, но только не сейчас». Ему не хватало решимости. Его держал страх перед неизвестностью. Страх того, что он будет страдать. Что останется один, в пустоте после того, как лишится своей сожительницы. Подобные страхи живут и в нашей души. Именно они мешают нам не на словах, а на деле препоручить свою жизнь Богу и от сердца говорить Ему «да будет воля твоя». А потому и не меняется наш образ жизни, а Господь не действует в нашей судьбе во всей полноте. Ведь мы сами Его туда не впускаем. Мы не готовы отказываться от того образа жизни, к которому привыкли. Нам страшит неизвестность. А потому зачастую мы находим массу вполне убедительных оправданий, чтобы не предпринимать никаких действий, не менять себя.
На это и намекает сегодня апостол Павел. Подлинное христианство начинается всегда с честности перед самим собой. С признания, что те или иные поступки, слова, мысли, к которым я привык, с которыми сроднился, ненормальны с точки зрения Евангелия. Однако этого мало. После такого искреннего признания необходимо предпринять какие-то конкретные шаги. Порой это означает, что необходимо развернуться на 180 градусов и пойти в прямо противоположном направлении. Да, нередко такое решительное действие будет доставлять боль нашей душе. Но не стоит унывать. Подобную боль испытывает всякий, кто избавляется от дурных зависимостей. Какое-то время его мучает душевная пустота. Однако со временем, если он проявляет настойчивость, её заполняет новая жизнь. Так будет и с нами — если решительно пойдём к Богу, Он смягчит наши метания и восполнит Своей благодатью ту пустоту, которая терзает нашу душу.
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час