
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что услышанном отрывке апостол Павел призывает христиан оставить тот образ жизни, который они проводили, будучи язычниками, и начать жить по-христиански. Что же означает жить по-христиански? Для апостола Павла эта особенность может быть выражена одной фразой: «не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». Ученик Христов стремится во всём согласовать свои действия с желаниями Творца. На первый взгляд, это кажется само собой разумеющимся. Каждое утро и каждый вечер мы читаем молитву «Отче наш», в которой есть такие слова: «да будет воля Твоя, как и на земле, так и на небе». Однако, если внимательней присмотреться к своей жизни, то окажется, что не всё так просто. Ведь говорить, это одно, а поступать так — совсем другое. Показателен в этом смысле эпизод из жизни блаженного Августина. Он был искренним, ищущим Бога человеком. На определённом этапе он почувствовал, что Истина там, где Христос. Но что-то мешало ему принять Его в полноте. Как сам он пишет в своей «Исповеди», на тот момент он сожительствовал с женщиной, к которой был очень привязан. Где-то в глубине он понимал, что эта связь незаконна. А потому просил Бога: «Господи, дай мне целомудрие и воздержание». Однако Господь молчал и не отвечал на его молитвы. И только намного позже, когда Августину всё же удалось разорвать эту связь, он признался себе, что после каждого такой просьбы, где-то в глубине своей души он добавлял: «избавь, Господи, но только не сейчас». Ему не хватало решимости. Его держал страх перед неизвестностью. Страх того, что он будет страдать. Что останется один, в пустоте после того, как лишится своей сожительницы. Подобные страхи живут и в нашей души. Именно они мешают нам не на словах, а на деле препоручить свою жизнь Богу и от сердца говорить Ему «да будет воля твоя». А потому и не меняется наш образ жизни, а Господь не действует в нашей судьбе во всей полноте. Ведь мы сами Его туда не впускаем. Мы не готовы отказываться от того образа жизни, к которому привыкли. Нам страшит неизвестность. А потому зачастую мы находим массу вполне убедительных оправданий, чтобы не предпринимать никаких действий, не менять себя.
На это и намекает сегодня апостол Павел. Подлинное христианство начинается всегда с честности перед самим собой. С признания, что те или иные поступки, слова, мысли, к которым я привык, с которыми сроднился, ненормальны с точки зрения Евангелия. Однако этого мало. После такого искреннего признания необходимо предпринять какие-то конкретные шаги. Порой это означает, что необходимо развернуться на 180 градусов и пойти в прямо противоположном направлении. Да, нередко такое решительное действие будет доставлять боль нашей душе. Но не стоит унывать. Подобную боль испытывает всякий, кто избавляется от дурных зависимостей. Какое-то время его мучает душевная пустота. Однако со временем, если он проявляет настойчивость, её заполняет новая жизнь. Так будет и с нами — если решительно пойдём к Богу, Он смягчит наши метания и восполнит Своей благодатью ту пустоту, которая терзает нашу душу.
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема