
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что услышанном отрывке апостол Павел призывает христиан оставить тот образ жизни, который они проводили, будучи язычниками, и начать жить по-христиански. Что же означает жить по-христиански? Для апостола Павла эта особенность может быть выражена одной фразой: «не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». Ученик Христов стремится во всём согласовать свои действия с желаниями Творца. На первый взгляд, это кажется само собой разумеющимся. Каждое утро и каждый вечер мы читаем молитву «Отче наш», в которой есть такие слова: «да будет воля Твоя, как и на земле, так и на небе». Однако, если внимательней присмотреться к своей жизни, то окажется, что не всё так просто. Ведь говорить, это одно, а поступать так — совсем другое. Показателен в этом смысле эпизод из жизни блаженного Августина. Он был искренним, ищущим Бога человеком. На определённом этапе он почувствовал, что Истина там, где Христос. Но что-то мешало ему принять Его в полноте. Как сам он пишет в своей «Исповеди», на тот момент он сожительствовал с женщиной, к которой был очень привязан. Где-то в глубине он понимал, что эта связь незаконна. А потому просил Бога: «Господи, дай мне целомудрие и воздержание». Однако Господь молчал и не отвечал на его молитвы. И только намного позже, когда Августину всё же удалось разорвать эту связь, он признался себе, что после каждого такой просьбы, где-то в глубине своей души он добавлял: «избавь, Господи, но только не сейчас». Ему не хватало решимости. Его держал страх перед неизвестностью. Страх того, что он будет страдать. Что останется один, в пустоте после того, как лишится своей сожительницы. Подобные страхи живут и в нашей души. Именно они мешают нам не на словах, а на деле препоручить свою жизнь Богу и от сердца говорить Ему «да будет воля твоя». А потому и не меняется наш образ жизни, а Господь не действует в нашей судьбе во всей полноте. Ведь мы сами Его туда не впускаем. Мы не готовы отказываться от того образа жизни, к которому привыкли. Нам страшит неизвестность. А потому зачастую мы находим массу вполне убедительных оправданий, чтобы не предпринимать никаких действий, не менять себя.
На это и намекает сегодня апостол Павел. Подлинное христианство начинается всегда с честности перед самим собой. С признания, что те или иные поступки, слова, мысли, к которым я привык, с которыми сроднился, ненормальны с точки зрения Евангелия. Однако этого мало. После такого искреннего признания необходимо предпринять какие-то конкретные шаги. Порой это означает, что необходимо развернуться на 180 градусов и пойти в прямо противоположном направлении. Да, нередко такое решительное действие будет доставлять боль нашей душе. Но не стоит унывать. Подобную боль испытывает всякий, кто избавляется от дурных зависимостей. Какое-то время его мучает душевная пустота. Однако со временем, если он проявляет настойчивость, её заполняет новая жизнь. Так будет и с нами — если решительно пойдём к Богу, Он смягчит наши метания и восполнит Своей благодатью ту пустоту, которая терзает нашу душу.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема