
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Еф., 220 зач., II, 4-10.
Глава 2.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, благодатью вы спасены,
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В современной церковной жизни есть проблема, с которой сталкиваются абсолютно все священнослужители. Проблема эта состоит в том, что многие христиане не очень любят посещать вечерние службы, которые совершаются накануне воскресных дней. Конечно, за этим нежеланием зачастую может скрываться невозможность, ведь все работают или учатся, все устали, всем хочется хотя бы один день провести дома со своей семьей и ни на что иное не тратить то совсем небольшое свободное время, которое так редко выпадает в нашей жизни. Но есть и другая сторона вопроса: непонимание. Если спросить наших верующих, в чем смысл посещения вечерних богослужений, то мало кто способен дать четкий, правильный и исчерпывающий ответ. А если нет понимания, то нет и стремления преодолевать неизбежные препятствия.
Апостол Павел в этом отрывке Послания к Ефесянам дает ответ в том числе и на вопрос о смысле вечерних богослужений, совершаемых накануне воскресений. Эти службы полностью состоят из прославления Христа Воскресшего, а также из поэтических богословских комментариев, которые посвящены размышлениям о самом Воскресении и о его следствиях для каждого из нас. Именно о следствиях пишет апостол Павел: «Бог [...] и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, [...] и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе. [...] Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
С одной стороны, спасение каждого уже совершено Христом, с другой — все мы призваны к тому, чтобы его достигнуть. А для этого надо очень хорошо понимать, в какую сторону двигаться, что конкретно необходимо делать, и каким образом устроено усвоение человеком уже совершенного Христом.
Если говорить предельно грубо, то можно привести такую аналогию. Есть спроектированный и собранный автомобиль, можно прийти в салон и его приобрести. Нет никакой нашей заслуги в том, что этот автомобиль был сделан. Он существует вне зависимости от нас. Но у нас есть возможность сделать его своим. Правда, его не отдадут просто так, лишь в силу нашего появления в автосалоне и желания им обладать. Для того, чтобы уехать на нем домой, необходимо довольно много потрудиться. А для такого труда нужна мотивация. В случае с автомобилями мотивация у каждого своя, но большую роль в ее создании и поддержании играет реклама, от которой почти невозможно скрыться, она, как мы знаем, весьма навязчива.
Если же вернуться к разговору о спасении, то здесь всё значительно сложнее, рекламы не видно, да и какой она может быть? Здесь для создания мотивации используются совсем иные инструменты, первейший из которых — молитвенное размышление о событиях Христова Воскресения, об изменениях, которые оно принесло, и о том, что дает человеку вхождение в Христово Царство жизни вечной, то есть, погружение своего ума именно в те богослужебные тексты, которые звучат в наших храмах накануне воскресных дней.
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











