Послание апостола Павла к Колоссянам. Глава 3, стихи 4-11.
Иногда кажется, что распространение христианства по Римской империи проходило легко и беспрепятственно. На самом деле, это не так. Хотя проповедь апостолов, учеников Христа, воодушевляла многих иудеев и язычников следовать за Спасителем, тем не менее - вплоть до пятого века нашей эры христиане в Римской империи оставались в меньшинстве. Язычество активно сопротивлялось и не желало сдавать своих позиций. Подчас язычники вели себя очень агрессивно. Взять хотя бы такой факт - почти все апостолы умерли насильственной смертью. В том числе и апостол Павел, который был обезглавлен в Риме в 67 году. Перед своей кончиной Павел успел написать несколько посланий христианам тех городов, где он бывал или куда хотел прийти, но не смог. В малоазийском городе Колоссы апостол побывать не успел, но знал местного христианина Филимона, через которого направил колосским христианам послание. Колоссы располагались на оживленном торговом пути, пролегавшем из глубин Азии по направлению к Эфесу. В Колоссах жили люди разных национальностей и культур. Здесь уже в первом веке существовала крепкая христианская община, которая, впрочем, постоянно подвергалась различному влиянию язычества. В послании к христианам Колосс Павел говорит о том, что язычество не только пытается воздействовать на христиан через насилие, но и желает прельстить их греховными удовольствиями. В Колоссах имелись языческие проповедники, которые хорошо понимали истинность христианства, сознательно ему противились и желали привлечь христиан в какой-либо языческий культ. Против этих проповедников, названных в послании “сынами противления”, апостол Павел выступает, в частности, в послании к Колоссянам.
Братья, 3.4 когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. 3.5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 3.6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 3.7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. 3.8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 3.9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 3.10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 3.11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Апостол Павел призывает колосских христиан окончательно порвать с языческим прошлым и его проявлениями: блудом, греховной нечистотой, безумным накоплением материальных благ. По мысли Павла, христианин, живущий по-язычески, будет осужден Богом вместе с теми язычниками, которые сознательно противились распространению христианства. Нет ничего хуже, если человек называет себя православным христианином, и живет, при этом, как язычник. Нет способа сильнее оттолкнуть людей от Церкви, чем открытая греховная жизнь христианина. Апостол Павел призывает Колоссян отказаться от проявлений языческой порочности: гнева, злобы, злоречия, сквернословия и лжи, - жить святой жизнью в любви к Богу и людям. Античным язычникам было свойственно не только стремиться к греховным удовольствиям, но также кичиться своим происхождением и социальным положением. Павел прямо указывает, что любовь Бога уравнивает людей, что вне зависимости от достатка и происхождения каждый человек возлюблен Богом. Во Христе нет расовых, социальных различий - все люди созданы Богом и для каждого Царство Божие открыто, нужно лишь жить так, чтобы быть его достойным. Христианские общины древности быть свободны от социальных предрассудков, в них в одинаковой мере находили поддержку и понимание люди разных национальностей и достатка. Более того, богатые христиане активно поддерживали материально собратьев по вере, живших в бедности или лишившихся здоровья. Пример древней Церкви актуален и сегодня. Христиане по-прежнему должны поддерживать друг друга, проявлять друг ко другу любовь и понимание, как это заповедовал апостол Павел в послании к Колоссянам.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер