Послание апостола Павла к Колоссянам. Глава 3, стихи 4-11.
Иногда кажется, что распространение христианства по Римской империи проходило легко и беспрепятственно. На самом деле, это не так. Хотя проповедь апостолов, учеников Христа, воодушевляла многих иудеев и язычников следовать за Спасителем, тем не менее - вплоть до пятого века нашей эры христиане в Римской империи оставались в меньшинстве. Язычество активно сопротивлялось и не желало сдавать своих позиций. Подчас язычники вели себя очень агрессивно. Взять хотя бы такой факт - почти все апостолы умерли насильственной смертью. В том числе и апостол Павел, который был обезглавлен в Риме в 67 году. Перед своей кончиной Павел успел написать несколько посланий христианам тех городов, где он бывал или куда хотел прийти, но не смог. В малоазийском городе Колоссы апостол побывать не успел, но знал местного христианина Филимона, через которого направил колосским христианам послание. Колоссы располагались на оживленном торговом пути, пролегавшем из глубин Азии по направлению к Эфесу. В Колоссах жили люди разных национальностей и культур. Здесь уже в первом веке существовала крепкая христианская община, которая, впрочем, постоянно подвергалась различному влиянию язычества. В послании к христианам Колосс Павел говорит о том, что язычество не только пытается воздействовать на христиан через насилие, но и желает прельстить их греховными удовольствиями. В Колоссах имелись языческие проповедники, которые хорошо понимали истинность христианства, сознательно ему противились и желали привлечь христиан в какой-либо языческий культ. Против этих проповедников, названных в послании “сынами противления”, апостол Павел выступает, в частности, в послании к Колоссянам.
Братья, 3.4 когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. 3.5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 3.6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 3.7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. 3.8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 3.9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 3.10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 3.11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Апостол Павел призывает колосских христиан окончательно порвать с языческим прошлым и его проявлениями: блудом, греховной нечистотой, безумным накоплением материальных благ. По мысли Павла, христианин, живущий по-язычески, будет осужден Богом вместе с теми язычниками, которые сознательно противились распространению христианства. Нет ничего хуже, если человек называет себя православным христианином, и живет, при этом, как язычник. Нет способа сильнее оттолкнуть людей от Церкви, чем открытая греховная жизнь христианина. Апостол Павел призывает Колоссян отказаться от проявлений языческой порочности: гнева, злобы, злоречия, сквернословия и лжи, - жить святой жизнью в любви к Богу и людям. Античным язычникам было свойственно не только стремиться к греховным удовольствиям, но также кичиться своим происхождением и социальным положением. Павел прямо указывает, что любовь Бога уравнивает людей, что вне зависимости от достатка и происхождения каждый человек возлюблен Богом. Во Христе нет расовых, социальных различий - все люди созданы Богом и для каждого Царство Божие открыто, нужно лишь жить так, чтобы быть его достойным. Христианские общины древности быть свободны от социальных предрассудков, в них в одинаковой мере находили поддержку и понимание люди разных национальностей и достатка. Более того, богатые христиане активно поддерживали материально собратьев по вере, живших в бедности или лишившихся здоровья. Пример древней Церкви актуален и сегодня. Христиане по-прежнему должны поддерживать друг друга, проявлять друг ко другу любовь и понимание, как это заповедовал апостол Павел в послании к Колоссянам.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер