Попадем ли мы в рай после смерти? Большинство людей избегает об этом задумываться - а ведь каждому из нас предстоит пройти вратами смерти и оказаться... Где? Люди, как правило, проявляют предусмотрительность относительно своей работы, пенсии или здоровья - но, увы, не заглядывают дальше, за тот поворот, который неизбежен на пути каждого из нас.
Мы можем оказаться в раю - в месте такого счастья, и радости, и утешения, и полноты жизни, о которых не смели и мечтать. Но можем и не оказаться. Мы можем остаться снаружи, во “тьме внешней”. Иногда люди думают, что все как-нибудь устроится само собой, Бог, если Он такой добрый, как-нибудь пустит всех в рай.
Беда в том, что это невозможно. Рай - это именно то место, где нет греха и зла, боли и страха, ненависти и насилия, никто не властвует и не подавляет, не глумится и не злословит, не препирается и не ссорится, но есть только бесконечная любовь, и милость, и радость.
Если просто впустить в рай нераскаянных грешников, он перестанет быть раем. Злодеев, которые получают удовольствие от мучения и подавления других, государство изолирует - иначе никто не сможет жить в хотя бы относительной безопасности. Что будет, если просто пустить их в рай? Грешники продолжат то, к чему привыкли на земле - только зло уже не будет сдерживаться и ограничиваться смертью. Рай очень быстро обратится в ад - и мы знаем, что люди нередко устраивают ад уже на земле. Единственная возможность сохранить рай от превращения в ад - это держать грешников за дверью.
Но не только злодеев, которых запирают в тюрьмы - порча греха не может быть допущена в рай ни в какой дозе, иначе это будет уже не рай. Поэтому в рай можно не попасть, можно остаться за дверью, во тьме внешней - не потому, что у Бога не хватит милости, а потому, что никакая милость не может сделать так, чтобы зло и грех были допущены в рай и он при этом остался раем.
Но Бог предлагаем нам путь спасения через Иисуса Христа. Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, чтобы мы обрели обретем новую жизнь - жизнь, в которой Бог будет терпеливо менять нас Своей благодатью, чтобы сделать нас чистыми и святыми, и ввести нас в рай. Это будет долгий и сложный процесс, и он завершится только после смерти - но мы будем очищены и освобождены от греха и окажемся в месте вечной любви и радости.
Мы можем упорно игнорировать эту весть - но тогда мы очень серьезно рискуем оказаться за дверью. Не потому, что Бог не хочет ввести нас в рай - Он-то, как раз, всегда этого хочет - но потому что мы сами сделаем это невозможным.
Но мы можем обратиться, довериться, покориться, и предать нашу жизнь Иисусу Христу - тогда, и в Евангелии Он это обещает, мы обретем вечную жизнь и вечную радость.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема