
«Помогите мне! Я страшно богат...», студия Русьфильм, режиссёр Александр Карпов
— Приказываю: имущество Сибирякова Иннокентия Михайловича описать и опечатать. Наложить арест на капиталы, ему принадлежащие. Самого господина Сибирякова направить на принудительное прохождение судебно-психиатрического освидетельствования.
Необычное судебное разбирательство всколыхнуло Петербург в сентябре 1894 года. Один из самых богатых людей Российской Империи, крупный золотопромышленник Иннокентий Сибиряков обвинялся... в растрате собственных денег! Беспрецедентный процесс инициировал столичный градоначальник — Виктор фон Валь. Очень уж подозрительным казался ему образ жизни молодого миллионера. Только основной капитал Сибирякова составлял, в современном выражении, около шестидесяти миллиардов рублей. А был ещё постоянный доход с золотых приисков. Огромные деньги. Между тем, Сибиряков не строил дворцы, не покупал пароходы, не закатывал балы и приёмы. Большую часть этих денег он... раздавал нуждающимся. Иннокентий Сибиряков вошёл в историю как один из самых щедрых благотворителей и меценатов. Фильм о необыкновенной судьбе этого человека снял в 2016 году режиссёр Александр Карпов. Картина в жанре остросюжетного документально-художественного расследования получила приз Международного кинофестиваля имени Саввы Морозова и с успехом прошла не только на отечественных, но и на зарубежных киноэкранах.
Примечательно, что фильм — не просто рассказ о благотворителе. Дело в том, что Иннокентий Сибиряков стал монахом. Он принял постриг на Афоне, в Свято-Андреевском скиту, где прожил до конца своих дней. И где сегодня его считают человеком святой жизни. Режиссёр ленты «Помогите мне! Я страшно богат...» Александр Карпов говорил, что его глубоко поразила уникальная история Сибирякова. И в фильме через призму одного из эпизодов его жизни — того самого резонансного судебного расследования — он захотел поразмышлять над духовным путём одного из богатейших русских предпринимателей конца 19 века.
Художественная форма, которую он избрал для воплощения своего замысла, лично мне показалась очень подходящей: синтез документального и игрового кино в тональности динамичного биографического расследования. Кстати, ради этого создателям фильма пришлось проделать огромную работу не только на съёмочной площадке, но и в архивах. Детали судебного процесса и личной жизни Иннокентия Сибирякова пришлось собирать буквально по крупицам. «Мы пытались добиться правдивости, жизненности», — рассказывал режиссёр. И фильм действительно получился живым. Должен признаться, когда я смотрел его, то порой забывал, что нахожусь по эту сторону экрана. Мне казалось, что я сам участвую в событиях и сижу в зале суда, где обвинитель изо всех сил пытается преподнести благодеяния Сибирякова как поступки сумасшедшего:
— На какие же такие нужды раздали вы столь огромное состояние, не учитывая справок и розыска?
— Если просят, значит, нужно. Если можно дать, то есть, если имеется такое состояние, то и нужно дать, не производя розыска.
— Сумасшедший! Безумец!
Иннокентия Михайловича Сибирякова в картине сыграл актёр театра и кино Сергей Зотов. По его словам, эта роль стала для него особенной и помогла многое переосмыслить в собственной жизни. «Мне захотелось быть внимательнее к ближним, не пробегать мимо, а слышать и видеть людей», — поделился Зотов в одном из интервью.
Съёмки некоторых эпизодов фильма «Помогите мне! Я страшно богат...» проходили на Святой Горе Афон. По признанию режиссёра, там со съёмочной группой порой происходили необыкновенные вещи. Например, для одной из сцен в кадре нужен был осёл. Но животное никак не могли найти. Тогда, почти отчаявшись, Александр Карпов мысленно попросил о помощи... самого Иннокентия Сибирякова! Буквально через несколько секунд съёмочная группа увидела, как прямо перед ними с горы спускается ослик! «Было ощущение, что Иннокентий Михайлович постоянно незримо присутствовал рядом», — вспоминал режиссёр.
Такое же чувство возникает и во время просмотра фильма. Его главный герой кажется родным и близким. И помогает понять, в чём же заключается настоящее богатство.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер