
В 2023-м году в Москве, на ВДНХ, открылась масштабная выставка-форум «Россия». На ней регионы нашей страны продемонстрировали свои достижения в сфере науки, технологий, экономики и хозяйства. Интересно, что подобные мероприятия начали проводиться ещё в Российской империи. Так, например, во второй половине XIX века, в 1872-м году, в Москве состоялась Политехническая выставка — одна из крупнейших в отечественной истории, которую современники называли грандиозным праздником науки и труда.
Идея выставки была такова: доступным образом показать широкой публике, как научные достижения Российского государства воплощаются в жизнь. Инициатором выступило Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского Университета. Организаторы смотрели в будущее — по их задумке, выставка должна была положить начало созданию в Москве просветительского научного Политехнического музея. С высочайшего одобрения императора Александра Второго, после нескольких лет тщательной подготовки, 30-го мая 1872 года состоялось торжественное открытие выставки. Её приурочили к празднованию двухсотлетнего юбилея со дня рождения Петра Великого. Вокруг Кремля вырос целый город — экспонаты разместились в Манеже, Александровском саду, на Варварской площади и набережной Москвы-реки — вдоль Кремля до Москворецкого моста. Общая площадь выставки таким образом составила около 20 гектаров!
Открытие началось с молебна. Затем прозвучала кантата Петра Ильича Чайковского, которую композитор написал специально для этого торжественного момента. После официальной части посетители разошлись по павильонам, которых на выставке было более 80-ти. Действовали 25 отделов: ботаники и садоводства, лесоводства, почт и телеграфов, детских учреждений, геолого-минералогический, морской, военный и многие другие. Чего только не было на этой выставке — от чертежей, моделей и схем до готовой продукции: например, паровозов или пароходов. Известный железнодорожный предприниматель Пётр Губонин представил публике удивительное по тем временам новшество — вагон-садок для перевозки живой волжской стерляди. Свежую рыбу из этого вагона тут же, на выставке, готовили для всех желающих. В павильоне кондитера Кацараки посетители наблюдали за работой машины по производству шоколада. Ювелир Овчинников демонстрировал модель ботика Петра Первого из чистого серебра. А в павильоне фабрики медных и железных изделий промышленника Короткова можно было увидеть образцы флюгеров для храма Христа Спасителя. В рамках выставки работал научно-популярный лекторий и читальня. Выставка продлилась всё лето. За это время её успели посетить около восьмисот тысяч человек.
Несколько дней, с 7 по 11 июня, провёл на Политехнической выставке главный гость — император Александр II. Газеты писали: «Государь весь свой приезд в Москву посвятил выставке как делу большой государственной важности». Так оно и было: выставка продемонстрировала научную и техническую мощь русской державы. Большинство экспонатов выставки 1872 года вошли впоследствии в экспозицию Политехнического музея. Их можно найти там и сегодня. И увидеть, как шагала в ногу со временем и прогрессом Российская империя.
Все выпуски программы Открываем историю
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер