
Декабрьские деньки 1982 года напоминали старый рождественский фильм: в прозрачном воздухе стоял лёгкий мороз, на землю тихо падали снежинки. Рождество действительно приближалось — до сочельника оставался всего один день. Люди готовились отметить праздник, покупали подарки. И кажется, только один человек на земле пока не знал, что подарить своим родным и близким. Этого человека звали Пол Ньюман — он был голливудским киноактёром, любимцем Америки. Этим вечером, готовя ужин для семьи, он озабоченно размышлял о рождественских подарках.
Готовить Пол любил. Его коньком были соусы — он сам на ходу придумывал рецепты, от которых семья и друзья неизменно приходили в восторг. Вот и сейчас он готовил импровизированную и очень сложную заправку для салата. И вдруг в голову Полу пришла забавная мысль: а что, если подарить друзьям на праздник... соус собственного приготовления?! Хорошая получится шутка!
Так на Рождество 1982 года близкие Пола Ньюмана получили по небольшой, украшенной лентами, бутылочке с соусом. Сначала удивились, а через несколько дней, словно сговорившись, буквально атаковали актёра: «Пол, это чудесно! Ты должен открыть свою фирму!» — убеждали они его.
Ньюман поначалу только смеялся. «Звезда экрана несёт кетчуп в массы» — так и видел он едкие газетные заголовки. Но в итоге всё же выпустил в продажу небольшую партию продукции, которую смели с прилавков в считанные часы. Удивлённый таким успехом Ньюман решил продолжить дело. А доходы — все, до единого цента, — потратить на благотворительность. Так родилась компания по производству соусов, благодаря которой и сегодня тысячи больных онкологией детей по всем миру получают поддержку.
Подобное решение пришло к Ньюману не случайно. Он и прежде не раз протягивал руку помощи нуждающимся — выписывал чеки на оплату лечения детей из малообеспеченных семей, помогал домам престарелых. Героя по этом поводу Пол из себя никогда не изображал и не предавал эту помощь огласке. Он прекрасно понимал, что своей славой и большими гонорарами обязан не только собственному таланту, но и людям, которые ходят на его фильмы. И при каждой возможности спешил с ними делиться.
Вскоре доходы от продаж соуса позволили Ньюману сделать первый важный шаг. В 1988 году он купил близ Коннектикута большое ранчо с озером и открыл там бесплатный реабилитационный лагерь для детей с онкологическими заболеваниями. С английского языка название лагеря переводится как «Дыра в стене». Так называлось убежище, где спасались герои одного из фильмов с участием Пола Ньюмана. Убежищем для детей, прошедших через боль и страдания, по задумке Пола, должен быть стать и этот лагерь. Учреждение обеспечивало детям высококлассную медицинскую помощь и психосоциальную реабилитацию. Но главное — здесь они вновь учились радоваться жизни. Игры на свежем воздухе, конкурсы, театральные постановки, конные прогулки, походы и пикники, а главное — доброта, забота и любовь делали своё дело.
За несколько лет Ньюман открыл ещё семь подобных центров в США, а также в Ирландии, Венгрии Африке, Вьетнаме, объединив их в мощную международную ассоциацию. В общей сложности актёр пожертвовал на её деятельность триста миллионов долларов! И эта сумма постоянно растёт пропорционально доходам, которые продолжает стабильно приносить тот самый рождественский соус.
В 2008 году Пол Ньюман ушёл из жизни. Коллеги называли его «совестью Голливуда». А те, кому он и сегодня по-прежнему продолжает дарить веру в будущее — «волшебником детских надежд».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер