
Как часто мы принимаем решения, совершаем какие-то поступки под влиянием эмоций. Конечно, человеческие чувства нельзя обесценивать. Мы живые, поэтому мы радуемся, огорчаемся, расстраиваемся, боимся, негодуем...
Помните, когда мы изучали литературу в школе, тоже размышляли о чувствах героев: страшно ли Гриневу, когда его допрашивает Пугачев, все-таки любит Печорин Веру или нет, что чувствует Татьяна Ларина, слушая отповедь Онегина?
И кажется, из чувств и состоит вся жизнь. Но какова их роль на самом деле? Можно ли эмоциям и чувствам давать власть? Правильно ли, если наши эмоции становятся критерием оценки и руководством к действию?
Как-то раз священник после очередной исповеди сказал мне, что сиюминутные эмоции — плохой советчик. У меня на работе тогда был трудный период, казалось, все идет к тому, чтобы уволиться. Не могла и не хотела терпеть несправедливые замечания, работать больше положенного, выполнять абсурдные задания, мириться с чужой неорганизованностью, непрофессионализмом, амбициями... Мне казалось, что, пытаясь существовать в предлагаемых обстоятельствах, я себя разрушаю... А я у себя и у семьи одна... И всеми этими мыслями и, конечно, чувствами я поделилась с батюшкой.
— И что ты будешь делать? Куда пойдешь? — спросил он.
— Не знаю пока, — ответила я. — Как-то решится, Господь не оставит.
Батюшка помолчал, вздохнул и сказал:
— Подожди до Рождества.
Я смиренно произнесла:
— Хорошо, батюшка, спасибо...
И ушла. В растерянности. А что изменится к Рождеству? — думала я — никаких перемен в существующих обстоятельствах не предвидится.
До Рождества оставалось полтора месяца. Я продолжала жить обычной жизнью, но все-таки в перспективе видела эту дату — 7 января — ждала какого-то чуда. И оно произошло! Нет, у меня не сменилось руководство, работы не стало меньше, к организации процесса по-прежнему было много вопросов. Но я уже не собиралась увольняться. Внутренне успокоилась. Стала анализировать себя, просить помощи у Бога и молиться за тех, кого вчера с гневом осуждала и почти ненавидела.
Постепенно я научилась гораздо спокойнее реагировать на организационные проколы, необоснованную критику. И порой даже ловила в себе некоторое сочувствие к тем, от кого недавно готова была бежать в неизвестность... Еще какое-то время спустя люди, с которыми мне было так трудно, ушли работать в другие организации. Надеюсь, у них все хорошо.
А я с тех пор, если чувства вдруг захлестывают и появляется риск принять неверное решение, говорю себе: «Подожди до Рождества». Даю себе такую отсрочку, чтобы остыть, подумать, помолиться... Согласитесь, это даже символично, ведь Рождество для христиан открывает новое, дает шанс начать все заново и найти путь к спасению души.
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема