
Накануне моего дня рождения, настроение было поникшим. Я совершенно не знала, как его отмечать, хотя в глубине души хотелось организовать праздник. В попытках придумать что-то стоящее, я стала перебирать места, в которых люблю бывать. Первая мысль — Свято-Троицкая Сергиева лавра. Когда езжу туда, душа наслаждается каждым мгновением, время перестает существовать. Молитва льется так искренне!
Я решила — хочу провести день своего рождения в Троице- Сергиевой Лавре. Так и поступила. Был будний день, очередь к мощам оказалась маленькой. Я быстро подошла к раке. И замерла. У меня всегда перехватывало дыхание, когда приближалась к мощам преподобного Сергия Радонежского. Душу наполняли радость и трепет от возможности прикоснуться к святыне, прикоснуться к тому, кого так часто упоминаешь в молитвах, кого каждый раз при входе в храм ищешь глазами на иконах.
Я была очень счастлива в тот момент. Молилась долго, всем сердцем. А когда завершила молитву, ко мне подошла девочка-волонтер:
— Милая девушка, это — вам — сказала она и протянула мне потрясающий букет нежно розовых цветов.
— Мне? Спасибо, а по какому поводу? — удивилась и засмущалась я.
— Просто захотелось — улыбнулась дарительница.
Я снова посмотрела на букет. Мои любимые пионовидные розы! Да ещё и в любимом оттенке!
Вот это подарки! Я повернулась к иконе Сергия Радонежского и прошептала: «спасибо за такую красоту!»
Дальше уже по традиции направилась в книжный магазин при Лавре. Я так делала прежде в каждую из поездок. И тут услышала, что меня кто-то окликнул. Обернулась. Чуть поодаль стоял незнакомый священник и звал меня.
Я подошла, попросила благословение. Батюшка благословил и сказал:
— Подожди здесь пару минут, я сейчас приду.
Я кивнула и стала ждать.
Через пару минут священник вернулся, держа что-то за спиной.
— Вот, это тебе, будешь читать — и протянул мне книгу.
— Спасибо, уж и не знаю, как Вас благодарить — не сдерживая радостных эмоций, сказала я.
— А ты Бога благодари, это все его подарок — кротко улыбнулся батюшка.
Представляете? Я в тот момент не могла поверить в происходящее! А ведь еще несколько дней назад не знала, чем заняться в праздник, грустила по этому поводу, а теперь не знаю, как уместить в себе всю радость, от произошедшего!
Господь всегда рядом. Люди могут не знать, как и что делать, но, если ты пребываешь в молитве, Бог положит на сердце ответ, подсказку, наставление. Мне дал идею поехать в лавру, а девочке-волонтеру и священнику подсказал сделать мне подарки. Как прекрасно быть в руках Божьих! Ведь и каждый прожитый день — это подарок Господа. Остается только благодарить Создателя за каждое мгновение, проведенное в этом прекрасном мире.
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.