Не является секретом, что Православная Церковь восприняла и наполнила новым смыслом некоторые обычаи дохристианских времен. Взять, например, Масленицу. Когда-то она являлась языческим празднеством прощания с зимой и встречи весны.
Русская Церковь преобразила Масленицу в период особой подготовки к наступлению Великого поста, когда в богослужении уже появляются постные песнопения, а мясо не присутствует на столах православных христиан.
Подобные нашей Масленице примеры можно найти и в жизни иных Поместных Церквей. Например, Румынской Церкви. Если вы вдруг окажетесь в каком-нибудь румынском селе накануне наступления Нового года, вы сможете познакомиться со знаменитым народным обычаем тех мест – Плугушорулом. Или «малым Рождеством».
Так же, как и Масленица, Плугушорул имеет чисто языческие корни. Когда-то этот обычай был даже магическим. Смысл его состоял в следующем. Село накануне наступления Нового года обходилось с плугом, которым в снегу делалась борозда. Считалось, что если очертить по снегу борозду в ночь накануне наступления Нового года, то наступающий год будет урожайным.
Православная Церковь внесла в Плугушорул новые моменты. Оставив в неприкосновенности шутливую сторону этого праздника, Церковь сделала так, чтобы Плугушорул был не магическим событием, а временем для благотворительности.
Дело в том, что основными действующими лицами праздника являются теперь дети, подчас из очень бедных семей. Именно они с веселыми песнями религиозного содержания, аналогом наших колядок, обходят село с плугом, опоясывая его снежной бороздой.
За свой труд они награждаются селянами сладостями, а иногда и просто продуктами, которые потом несут в свои семьи. Делая первую борозду и распевая при этом колядки, дети тем самым призывают Бога дать своему селу богатый урожай, когда начнется период полевых работ.
В румынских селах на Плугошорул проходят масштабные народные гуляния. Люди с веселием отмечают наступление нового года, радуясь тому, что многие проблемы года старого остались позади.
Плугошорул празднуется в период Святок, радостных дней после Рождества. В этот период православные христиане традиционно не только с большой охотой веселятся по поводу наступившего Рождества, но и стараются с иными людьми поделиться своей радостью о родившемся Христе Спасителе. Таким образом, Плугошорул стал в Румынии удачным поводом оказать поддержку и любовь тем людям, которые в них особо нуждаются.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема












