«Плен Сионь от лести обратив» (степенный антифон 7-го гласа) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Плен Сионь от лести обратив» (степенный антифон 7-го гласа)

* Поделиться
Иллюстрация к выпуску программы «Голоса и гласы»

На вечерних службах примерно в середине богослужения исполняются особые песнопения — степенные антифоны. Антифонами они называются потому, что в древности их исполняли антифонно — если перевести с греческого языка дословно «звуком напротив». Два хора стояли друг напротив друга и исполняли песнопения по очереди, отвечая друг другу. А «степенными» антифоны называются потому, что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники, поднимаясь по ступеням Иерусалимского храма. Сочинил ответы-отклики на степенные псалмы монах Феодор Студит, который жил в Константинополе в XIX-м веке. Эти ответы, или припевы, и вошли в церковный Устав как степенные антифоны или степенны.

Всего их восемь. В соответствии с церковной системой восьми гласов — или распевов. Они отличаются и текстом, и мелодией. Поются они по очереди, сменяя друг друга от недели к неделе. И так и называются: «степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми.

Сегодня я расскажу вам о степенном антифоне седьмого гласа. Давайте поговорим об этом песнопении и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.

Первая часть песнопения по-русски звучит так: «Пленников Сионских от блуждания возвративший, и меня, Спаситель, оживи, избавляя от рабства страстям». По-церковнославянски строчка звучит так: «Плен Сионь от лести обратив, и мене Спасе, оживи, / изимая работныя страсти». Давайте послушаем первый фрагмент степенного антифона.

Текст второй части песнопения такой: «Кто при южном ветре сеет скорби, — посты со слезами, — тот с радостью соберёт снопы, вечною жизнью питающие». Вот как этот фрагмент звучит на церковнославянском языке: «В юг се́яй скорби постныя со слезами, сей радостныя по́жнет рукояти при́сноживопита́ния».

Послушаем вторую часть антифона.

Третьи части всех восьми степенных антифонов называют славными. Начинаются они одинаково: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому духу и ныне, и присно (то есть всегда) и во веки веков. Аминь (то есть «Да будет так!»). Степенна 7-го гласа продолжается такими словами: «В Святом Духе — источник Божественных сокровищ: / от Него мудрость, разум, благоговение; / Ему — хвала, слава, честь и владычество». По-церковнославянски этот фрагмент звучит так: «Святым Духом источник Божественных сокровищ, / от Негоже премудрость, разум, страх: / Тому хвала и слава, честь и держава».

Послушаем третью часть степенного антифона.

Степенный антифон 7-го гласа является ответом на 125-й псалом царя Давида, который повествует о возвращении евреев из египетского плена. Освобождённые ликовали. Они благодарили Бога за спасение. Автор текста степенного антифона Феодор Студит проводит параллель между спасением еврейского народа и освобождением человека из плена грехов. Поэтому степенный антифон седьмого гласа, впрочем, как и все остальные степенны, можно назвать своеобразным мостиком между Ветхим и Новым заветами. А потому вполне логично, что после того, как хор спел степенну, из Царских врат выходит священник или диакон и читает отрывок из Евангелия.

Давайте послушаем степенный антифон седьмого гласа полностью, в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.

Автор: Алёна Рыпова


Все выпуски программы: Голоса и гласы

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем