Конечно, сложно сегодня сказать точно, когда в России начинается зима. Иногда холода приходят к нам почти в самом начале осени. А иногда зима задерживается где-то и проявляет себя только к Рождеству. Тем не менее, традиционно днем наступления зимнего периода в России считается праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который по новому стилю отмечается у нас 14 октября.
Этот же день считается началом зимы и в Болгарии. 14 октября болгары празднуют память святой мученицы Параскевы Болгарской. Имя Параскева переводится с греческого как “пятница”. По-болгарски – “Петка”. Потому начало зимнего периода в Болгарии традиционно называется “Петковден”.
Святая Параскева-Петка, несмотря на особое почитание ее в Болгарии, на самом деле к этой стране имеет очень отдаленное отношение. Родилась она в 11 веке в болгарской семье. Но вся ее жизнь прошла в землях, находящихся далеко за пределами нынешней Болгарии – на Святой земле. Мощи, то есть святые останки мученицы Параскевы, находятся теперь в Румынии. Но все это не мешает болгарам веками чтить святую Параскеву и торжественное праздновать день ее памяти.
К Петковдню в болгарских селах заканчиваются все сельскохозяйственные работы. С полей убирают овощи позднего созревания. Собранный ранее урожай укладывают в погреба. Пшеницу и прочие злаки к Петковдню заканчивают молотить, а получившиеся зерна перемалывают в муку.
Вот почему главным угощением Петковдня считается каравай, сделанный из муки нового урожая. Называется этот каравай Петковой питой. Тесто для него замешивается на святой воде. Начинкой для него может быть и сыр, и мясо. Утром на Петковден болгары несут приготовленные ими питы в храм, где они освящаются священником. Питы затем возвращают домой. Ведь с разламывания питы Петковдня начинается традиционное для этого праздника застолье.
Несмотря на то, что Болгария сегодня вполне европейское государство и сельская культура для страны не является определяющей, Петковден отмечается болгарами с размахом. И не важно, где они живут – в городе или в селе. В день праздника обязательно накрывается богатый стол. В гости приглашаются родственники, друзья, соседи.
Православные болгары, как и прочие православные, в течение недели постятся в среду и пятницу – дни памяти предательства и крестной смерти Христа. По болгарской традиции Петковден никогда постным днем не является. Даже если он попадает на среду или пятницу. Вообще, традиционными для Петковдня считаются блюда из бараницы.
Так же, как и у нас это было когда-то на Покров, в Болгарии Петковден является днем сватовства. Сегодня молодые болгарские юноши и девушки, чтущие традиции своей страны, стараются приурочить день своей помолвки или даже свадьбы именно к Петковдню. А потому день святой Параскевы в Болгарии проходит в сопровождении белых платьев и пышных букетов.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»