Выражение «хляби небесные» сохранило колорит церковнославянского языка. И может поэтому некоторым фразеологизм не очень понятен.
Источник его происхождения – Библия. И содержится он в Книге Бытия, в повествовании о том, как Бог в наказание за грехи и нежелание человечества покаяться послал на землю Всемирный потоп. Спасся лишь праведный Ной и его семья.
«Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, – пишет преподобный Ефрем Сирин – но они не одумались и не захотели покаяться».
Еще семь дней Бог ждал покаяния, оставляя дверь ковчега открытой. Но по истечении этих дней, как говорит Библия:
«…разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».
По-церковнославянски «окна небесные» звучат как – «хляби небесныя»
Этот образ даёт нам возможность представить тот сильный, непрекращающийся дождевой поток, который смыл всё и очистил землю от скверны греха. Ковчег плавал по воде сто пятьдесят дней.
А потом «навёл Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба». Это снова цитата из Библии.
Церковнославянское слово «хлябь» имеет и другие значения, не только – «окно». Например, в Полном словаре протоиерея Григория Дьяченко оно переводится также как «преграда», «оплот», а во множественном числе хляби – это бездны.
В других словарях «хлябь» имеет следующие варианты перевода – «пропасть», «простор», «водопад» и даже – «подъёмная дверь».
Толковый Словарь Ожегова предлагает два варианта перевода этого устаревшего слова – «бездна», «глубина».
В своей разговорной речи мы используем выражение «хляби небесные», чтобы обозначить не на шутку разбушевавшуюся стихию.
Вот, к слову, употребление фразеологизма писателем Константином Паустовским: «…Какой мальчишка, если дать ему удочку, да еще бамбуковую, да еще с прозрачной леской, не просидит на пруду от зари до зари? Хоть хляби небесные, как говорили в старину, разверзнутся, а он не уйдёт».
5 мая. Об отношении к чудесам

В 4-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».
Об отношении к чудесам — протоиерей Максим Горожанкин.
Нам важно понять, каких знамений и чудес мы ждём, когда молимся, когда просим Бога о чём-то. Мы можем попросить и о том, чтобы замечать самые простые чудеса, которые с нами случаются ежедневно и которые Господь подаёт нам. Как говорил умудрённый опытом митрополит Антоний Храповицкий на склоне лет: «Я прожил долгую жизнь, и в моей жизни было много совпадений, но все они прекращались, когда я переставал молиться». Вот дай Господь, чтобы таких совпадений в нашей жизни было побольше! Это и есть самые обыкновенные чудеса, когда ты утром просыпаешься, живёшь свой день, и всё в этом процессе складно, всё получается, всё ладится. И за это стоит тоже поблагодарить Господа. Вот эти знамения, они могут быть тихими, могут быть незаметными и неприметными, но от этого они не перестают быть значимыми. Господь заботится о нас порой самым неприметным образом. И за это мы должны быть благодарными.
5 мая. Об акушерках в Святом Писании

Сегодня 5 мая. Международный день акушерки.
Об акушерках в Святом Писании — протоиерей Михаил Самохин.
Пожалуй, первое в Священном Писании упоминание о тех, кого мы сегодня называем акушерами и кого сегодня чествуем, мы находим в истории с пророком и Боговидцем Моисеем в самом его раннем детстве. Именно им, которых тогда называли повивальными бабками, Аарон повелел убивать всех младенцев в еврейских семьях мужского пола, чтобы искоренить таким образом возможность восстания еврейского народа. И мы знаем, что повивальные бабки не пошли на исполнение преступного приказа и тайком старались сохранить жизни младенцев. Это упоминание сегодня кажется особенно важным, потому что в ряде стран сейчас практикуют самые разные, я бы сказал, бесчеловечные эксперименты над детством и над возможностью дать ребенку родиться, увидеть свет Божий. И в этих условиях именно твердое желание, как это заповедано нам Священным Писанием акушера, помочь ребенку родиться, помочь новому человеку увидеть свет Божий, является важным, самым главным и основным. Именно об этом нам рассказывает Священное Писание впервые упоминая об этой замечательной профессии. Слава Богу, большинство акушеров и в нашей стране сейчас руководствуется теми же самыми гуманными соображениями. Если Господь дал человеку ребенка, если этот ребенок здоров, и здоровью матери ничего не угрожает, и есть возможность увидеть белый свет Божий, этому замечательному новому человечку, конечно же, нужно сделать все возможное, чтобы дать ему родиться. Каждый из нас может от чистого сердца сказать доброе слово благодарности акушеру, который когда-то присутствовал при рождении. Даже если мы не знаем об этом, быть может, он оказал неоценимую помощь нашей маме в том, чтобы и мы имели возможность прославить Господа и Спасителя Христа.
5 мая. О внимании и милосердии к людям с ограниченными возможностями

Сегодня 5 мая. Международный день борьбы за права людей с ограниченными возможностями.
О внимании и милосердии к ним — священник Николай Конюхов.
Сегодня день милосердия ко всем людям с ограниченными возможностями. Я, когда обычно рассказываю детям о евангельских эпизодах со слепорожденным или с человеком с сухой рукой, или еще кто-то, который имел вот какой-то такой дефект, какую-то болезнь, которая не позволяла ему полноценно жить, всегда говорю, что, знаете, сейчас есть социальные программы, доступная среда, какие-то инклюзивные вещи. В древности такого не было, и человек во многом был обречен на такое нищенское существование и рассчитывал только на милосердие окружающих людей. Почему с такой надеждой они обращаются к Господу и просят Его о помощи? Потому что просто человек выпадал из общественной жизни. И хочется надеяться, что в христианскую эпоху, в которую мы сейчас живем, для нас абсолютно в порядке вещей проявлять к таким людям и внимание, и не оставлять их наедине с их проблемами. И особенно для нас, христиан, мы должны быть в фарватере этого делания. У нас в Церкви существует социальный отдел, который реализует множество таких проектов. Некоторые люди думают: ну у меня вот совсем нету свободного времени, работа. Я не могу поехать сейчас куда-то в центр помощи людям с ограниченными возможностями. Как я могу оторвать себя от этих дел, и как я могу к ним проявить любовь? И благодаря тому, что сейчас есть множество таких вот социальных центров, в том числе, организуемых Русской Православной Церковью, человек может перевести какое-то пожертвование, где-то поучаствовать в какой-то программе, и все равно помочь этим людям. Плюс Господь нам всегда говорит, чтобы мы замечали людей вокруг себя.