1 Ин., 73 зач., IV, 12-19.
Глава 4.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Представление о святости, сильно разница в разных мировых религиях. Для иудейской традиции святой означает отделенный от всего греховного, чистый, приближенный к Богу. В исламе святой — это тот, кто покорен Аллаху, то есть тщательно соблюдает ритуальный закон, а также чтит предание своей веры. В буддизме святым можно назвать того, кто достиг бесстрастия, погасил свои желания, которые считаются источником страдания. В шаманизме святой — тот, кто стал своеобразным жилищем для духов. Православное христианство расставляет акценты иначе. Святой это не тот, кто тщательно исполняет ритуал, не тот, кто хранит себя от всего нечистого и скверного, это не тот, кто благодаря аскетическому подвигу погасил в своей душе страсти, и даже не тот, кто творит разнообразные чудеса. Все это может сопутствовать святости. Но не обязательно. Святой это человек, в котором обитает Божественная любовь. Апостол Павел так выражает эту мысль: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Только представьте, человек может и пророчествовать, и иметь пламенную веру, и совершать потрясающие чудеса, но, если он не имеет любви, толку и пользы от этого нет никакой.
Сегодня апостол Иоанн Богослов поясняет, почему. Потому что «Бог есть любовь», — говорит он. Иными словами, любовь — это принцип жизни Святой Троицы. Иногда можно встретить образное выражение «круговорот Божественной любви». Так богословы подчеркивают идею о том, что три Божественные Лица, Отец, Сын и Дух полностью отдают Себя Друг Другу. Именно это и сообщает Троице единство, и мы говорим, что у нас не три Бога, а один Бог, но в трех Лицах.
Отсюда и практический вывод. Именно любовь, а не что-то иное — главная добродетель, которая отличает, например, истинного святого от подделки. Человек может совершенно не отличаться никакими талантами. Не иметь ни голоса, ни слуха, ни административной жилки, ни дара слова. Он может ни пророчествовать, ни совершать чудеса, ни совершать тяжелые аскетические подвиги. Однако он и будет настоящим святым, поскольку в том, в ком пребывает жертвенная любовь, живет Бог. Поэтому и мы должны вырабатывать в себе именно это качество. Вся наша традиция с ее обрядовыми законами, ритуалами, постами и молитвами нацелена именно на это. Она призывает нас в первую очередь любить друг друга и Бога, потому что, как говорит апостол Иоанн, прежде этого, Он возлюбил нас.
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.