
Апостол Павел. Мозаика
1 Тим., 286 зач., V, 11-21.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел дает наставления Тимофею, который возглавлял одну из крупных епархий древнего мира, находившейся в городе Эфес. Сегодня апостол Павел предлагает своему ученику два совета, которые были связаны с двумя актуальными для жизни церковной общины того времени темами.
Во-первых, он дает советы, как необходимо устраивать жизнь женщин, которые потеряли своих мужей. Церковь заботилась о вдовых христианках. Они находились на попечении общины и, по мнению некоторых историков даже формировали особые ордена, которые выполняли определенные задачи. В основном речь идет о социальном служении. В своем большинстве такие ордена формировались из пожилых женщин, достигших шестидесяти лет. Сегодня же речь идет о том, как поступать с молодыми, которые лишились мужа. Апостол рекомендует Тимофею не принимать их на служение. Почему? После смерти супруга молодая вдова могла принять решение посвятить свою жизнь Церкви под влиянием момента. По прошествии времени природа взяла бы свое и она опять захотела бы выйти замуж. Это рассматривалось бы как нарушение обета, данного Богу. Поэтому лучше, чтобы она не давала никаких обещаний, ведь служение Церкви может превратиться для нее в настоящее бремя, которым она будет тяготиться, создавая сложности и для себя, и для окружающих. Поэтому апостол рекомендует молодым вдовицам повторно выходить замуж, создавать семью и заботится о новом супруге и детях.
Во-вторых, Павел дает совет, как относиться к обвинениям, которые возводятся на священника. С одной стороны, они не должны быть анонимными, с другой — должно быть, как минимум, два свидетеля, которые подтвердили бы, что тот или иной проступок имел место быть. Лишь в этом случае священник мог быть наказан. К слову, этому правилу Церковь следует до сих пор.
Все эти советы демонстрирует нам, как рассудительно апостол относился к жизни и как бережно он обходился с людьми. И это было важным уроком не только для Тимофея, но и для всей первохристианской общины. Это служит важным уроком и для нас, современных христиан. Нельзя принимать важных, судьбоносных решений, поддавшись моменту: ни тех, которые касаются нашей собственной судьбы, ни, тем более, судьбы других людей. Необходимо или советоваться с более опытными наставниками или, если таковых нет, хотя бы переждать, чтобы решение прошло проверку временем. И во всех случаях, конечно, необходима молитва к Богу. Лишь тогда Господь просветит наш ум и укажет, как необходимо поступить, чтобы это принесло пользу и нам и тем, кто нас окружает.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема