
1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; 26 ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Некоторые проблемы, которые были актуальны для церкви древности, вновь начинают беспокоить некоторых христиан. В том числе одной из таких проблем — было общение христиан с язычниками, мера допустимого в этом общении, общие работы, общие праздники, но не общие цели, не общее представление о смысле жизни...
Проблема, которую ставит апостол заключалась в том, что на городском рынке продавалось мясо, которое было частью ритуальных жертвоприношений. Иудеи, естественно не могли есть подобную пищу, потому что она считалась скверной. Христиане, которые прежде были язычниками и еще не осознали до конца, что идолы — простые истуканы, за которыми не стоит никакой реальности, так же боялись этой пищи... Боялись, что это будет для них возвращением к языческому прошлому и отпадением от Бога.
Однако, находились среди них и те, кто понимал, что став христианами — они оказались свободны от языческих предрассудков. Они не боялись есть то, что многим казалось скверным, что само по себе было неплохо, но они не боялись так же того, что смущают этим других. — Я знаю, что я прав, а как это выглядит в глазах других — не важно. Поймут ли другие, что лежит в основании моих поступков? Это уже не мое дело!
Иногда апостол обращался к тем, кто не все до конца понял, но в данном случае для него важнее было вразумить наиболее просвещенных.
Вступая с ними в заочный диалог он высказывает их мысли и тут же несколько ее корректирует.Все мне позволительно — как бы говорят они...
Не оспаривая этого, он продолжает их мысль: но не все полезно.Все мне позволительно — но не все назидательно.
Причем, если под пользой можно было бы увидеть пользу для себя, то в назидательности — научение другого.
Наконец он говорит: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого». Сказанные по совершенно конкретному поводу, эти слова выражают важнейший принцип всей христианской жизни. Ее суть не столько в правильном знании, сколько в той пользе, которую оно может принести. Эгоизм, который лежит в основе многих наших поступков, устраняется жертвенностью и любовью к ближнему.
Он позволяет есть всякую пищу, пока это не смущает ближнего. Земля действительно вся божия и все, что ее наполняет тоже. Но если ближнего смущает твой поступок — задумайся... Как поступить, чтобы сохранив свою свободу, не повредить ближнему.
Ставившее подобные вопросы, древнее христианство со временем стало господствующей религией империи. С рынков исчезли язычники, продающие еду, которая посвящена ложным богам... Проблемы, о которых писал апостол не беспокоили не только византийцев, но христиан живущих на Руси, а потом и в Российской империи.
В конце ХХ века на постсоветском пространстве стали происходить сложные и противоречивые религиозные процессы. С одной стороны, огромное количество людей обратилось к православной вере, появилось такое давно забытое явление как неофиты — люди, которые восприняли все, что узнали о вере максимально серьезно, решили строго исполнять все правила... С другой стороны, появилось большое количество самых невероятных учений, языческих и околохристианских культов... Для многих воцерковившихся людей взаимоотношения с миром стали настоящей проблемой. Как относиться к миру нецерковной культуры, нецерковной жизни?
Принцип, который выработал постол Павел помогает ответить на этот вопрос. Непредвзятый взгляд на светскую культуру говорит о том, что многое в ней не является греховным, но важно ориентироваться не только на себя, но и на пользу ближнего.
Восстановиться после инсульта и стать опорой для близких — мечта Виктора Струева

Виктора Струева из Бурятии близкие и друзья знают, как трудолюбивого, целеустремлённого и жизнерадостного человека. Он успешно окончил колледж, работал механиком и собирался жениться... Но 5 лет назад, когда ему было 23 года, у него случился инсульт. Две сложные операции и долгие дни, проведённые в больнице, стали суровым испытанием для него и близких. «Держались только молитвой и верой», — вспоминает мама Ольга.
Сейчас Виктору 28, он всё помнит и понимает. Молодой человек не оставляет надежды вернуться к нормальной жизни, к работе и однажды создать большую и крепкую семью. Малыми, но упорными шагами, он продвигается к восстановлению. Его тело постепенно оживает: Виктор крепко обнимает маму, свою главную опору в жизни, перебирает ногами, сидя в коляске, удерживает голову и самостоятельно укрепляет мышцы спины и рук — подтягивается дома на перекладине. Однако самостоятельно дышать, без трахеостомы, и говорить он всё ещё не может.
Для того, чтобы совершить большой рывок на пути к самостоятельности, Виктору необходима реабилитация в специализированном центре. Это поможет ему научиться дышать без специальной трубки, произносить слова и в целом улучшит его самочувствие.
Сбор на дорогостоящий курс реабилитации для Виктора Струева из Бурятии открыт на сайте фонда «Мои друзья», где можно поддержать молодого человека. Поможем Виктору восстановиться после инсульта и однажды самому стать опорой для близких.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис – влияние на мировую культуру». Кирилл Вах, Сергей Кругликов
У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и кандидат философских наук Сергей Кругликов.
Мы говорили о том, как книга Откровение Иоанна Богослова повлияла на мировую культуру и как Апокалипсис осмыслялся в искусстве разных веков и разных стран.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Священномученик Фаддей (Успенский)». Священник Анатолий Правдолюбов
У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов
Разговор шел о жизни и подвиге священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Он родился в священнической семье, окончил Казанскую духовную академию, преподавал, затем принял монашеский постриг и епископский сан. В революционные годы его не раз ссылали и арестовывали, но он сохранил твердость веры и молитвенную стойкость.
Архиепископ Фаддей жил в Астрахани почти без вещей, служил каждый день, совершал богослужения по несколько часов, помогал людям и не имел ничего своего. Патриарх Тихон говорил о нём: «Если владыка будет так жить и дальше, его путь закончится мученически». Так и произошло — в 1937 году владыка Фаддей был замучен в тюрьме, уподобившись Христу в смирении и страданиях.
Мы говорили о том, как вера даёт силу в испытаниях, о людях, которые сохраняли человеческое достоинство в нечеловеческих условиях, и о любви, которая побеждает страх.
Все выпуски программы Светлый вечер







