Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться
Апостол Павел
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)

1 Кор., 146 зач., X, 23-28.

23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.

24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.

25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; 26 ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.

27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Некоторые проблемы, которые были актуальны для церкви древности, вновь начинают беспокоить некоторых христиан. В том числе одной из таких проблем — было общение христиан с язычниками, мера допустимого в этом общении, общие работы, общие праздники, но не общие цели, не общее представление о смысле жизни...

Проблема, которую ставит апостол заключалась в том, что на городском рынке продавалось мясо, которое было частью ритуальных жертвоприношений. Иудеи, естественно не могли есть подобную пищу, потому что она считалась скверной. Христиане, которые прежде были язычниками и еще не осознали до конца, что идолы — простые истуканы, за которыми не стоит никакой реальности, так же боялись этой пищи... Боялись, что это будет для них возвращением к языческому прошлому и отпадением от Бога.

Однако, находились среди них и те, кто понимал, что став христианами — они оказались свободны от языческих предрассудков. Они не боялись есть то, что многим казалось скверным, что само по себе было неплохо, но они не боялись так же того, что смущают этим других. — Я знаю, что я прав, а как это выглядит в глазах других — не важно. Поймут ли другие, что лежит в основании моих поступков? Это уже не мое дело!

Иногда апостол обращался к тем, кто не все до конца понял, но в данном случае для него важнее было вразумить наиболее просвещенных.

Вступая с ними в заочный диалог он высказывает их мысли и тут же несколько ее корректирует.Все мне позволительно — как бы говорят они...

Не оспаривая этого, он продолжает их мысль: но не все полезно.Все мне позволительно — но не все назидательно.

Причем, если под пользой можно было бы увидеть пользу для себя, то в назидательности — научение другого.

Наконец он говорит: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого». Сказанные по совершенно конкретному поводу, эти слова выражают важнейший принцип всей христианской жизни. Ее суть не столько в правильном знании, сколько в той пользе, которую оно может принести. Эгоизм, который лежит в основе многих наших поступков, устраняется жертвенностью и любовью к ближнему.
Он позволяет есть всякую пищу, пока это не смущает ближнего. Земля действительно вся божия и все, что ее наполняет тоже. Но если ближнего смущает твой поступок — задумайся... Как поступить, чтобы сохранив свою свободу, не повредить ближнему.

Ставившее подобные вопросы, древнее христианство со временем стало господствующей религией империи. С рынков исчезли язычники, продающие еду, которая посвящена ложным богам... Проблемы, о которых писал апостол не беспокоили не только византийцев, но христиан живущих на Руси, а потом и в Российской империи.

В конце ХХ века на постсоветском пространстве стали происходить сложные и противоречивые религиозные процессы. С одной стороны, огромное количество людей обратилось к православной вере, появилось такое давно забытое явление как неофиты — люди, которые восприняли все, что узнали о вере максимально серьезно, решили строго исполнять все правила... С другой стороны, появилось большое количество самых невероятных учений, языческих и околохристианских культов... Для многих воцерковившихся людей взаимоотношения с миром стали настоящей проблемой. Как относиться к миру нецерковной культуры, нецерковной жизни?

Принцип, который выработал постол Павел помогает ответить на этот вопрос. Непредвзятый взгляд на светскую культуру говорит о том, что многое в ней не является греховным, но важно ориентироваться не только на себя, но и на пользу ближнего.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем