
1 Кор., 129 зач., III, 18-23.
18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: 22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,- все ваше; 23 вы же — Христовы, а Христос — Божий.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как мы помним, община города Коринф, которой адресованы только что услышанные нами слова, находилась на грани раскола. В сегодняшнем послании Апостол Павел обращается ко всем ее участникам, руководителям и рядовым верующим, указывая на причину, которая привела к таким печальным последствиям.
С одной стороны, виноваты лидеры общины. Они увлекали людей за собой, единственно благодаря своему богатому житейскому опыту и интеллектуальным знаниям. Искусственно создавали вокруг себя ореол глубокого знатока духовной жизни, хотя подлинной духовной интуицией не обладали. Однако этого было достаточно, чтобы иметь в глазах окружающих определенный авторитет и вести их за собой. Подобное поведение всего нескольких талантливых и ярких по человеческих меркам людей, интересы которых в определенный момент вошли друг с другом в противоречие, и стало причиной кризиса в общине. Вот именно весь этот пафос самомнения и кичливости, напускной проницательности и снобизма апостол и называет «мудростью мира сего». Та мудрость, которая исходит от Бога, настолько отлична от того состояния, в котором находились лидеры раскола, что ее смело можно назвать безумием. Ведь подлинная мудрость не есть результат долго прожитой жизни и не следствие хорошего образования. В первую очередь это плод исполнения Евангельских заповедей. А они зачастую противоречат всякой житейской и интеллектуальной логики.
Во второй части отрывка апостол Павел обращается к рядовым членам община. В сложившейся ситуации есть и их вина. Именно они поддержали своих руководителей в их настроениях. Поддержали тем, что сами возвели их на пьедесталы. Слишком всерьез восприняли их игру в мудрецов, вручили им свою волю и по сути, таким безрассудным почитанием, сами превратили их для себя в оракулов и особо духовных гуру. А это есть ни что иное как разновидность рабства. Поэтому и говорит им апостол, что они не должны считать себя собственностью учителей веры. Все наоборот. Это учителя веры должны принадлежать верующим. Более того, он говорит: «Все ваше». Даже жизнь и смерть, настоящее и будущее. Ничто не должно отнимать у вас свободу и занимать место Бога в вашем сердце.
Хороший урок и для нас. Еще древние философы-стоики говорили, что они владеют всем. Ничто не стоит между ними и истиной. Мы же, христиане, к сожалению, слишком часто сами продаем себя в кабалу. Начиная от собственных страстей, заканчивая людьми, которых в своем сознании наделяем особыми духовными полномочиями, позволяющими им вторгаться в нашу жизнь. Поэтому будем помнить слова апостола: все принадлежит вам, а вы принадлежите только Христу, Тому, Кто купил вашу свободу смертью на кресте.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











