1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Деяния святых апостолов
Деян., 33 зач., XIII, 25-32.
Глава 13.
25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Два чтения сегодня совмещаются — из первого послания к Коринфянам и отрывок из Деяний, где говорится об Иоанне Предтече. Казалось бы, речь идёт о совершенно разных вещах. Но, на самом деле, они достаточно созвучны друг другу.
Апостол Павел, завершая своё послание к Коринфянам, — а послание, как мы помним, ой какое непростое, хлёсткое, жёсткое, категоричное, обличительное — призывает коринфян быть бодрыми, крепкими в вере, твёрдыми и мужественными. Между строк легко читается — именно этого больше всего и не хватило Коринфянам, чтобы сохранить тот дух Евангелия, который оказался расшатываемым крайне неблагочестивым поведением некоторых членов общины. Апостол, как добрый, но строгий отец, увещает своих детей подтянуться, не поддаваться искушениям, стать ещё взрослее в своей вере.
И тут же фраза, о которую буквально спотыкаешься: «Всё у вас да будет с любовью!» О как! Что это? Перед нами — удивительная способность апостола Павла уравновешивать, гармонизировать свои слова, придавая им полноту и завершённость. Как мудрый отец, способный спрогнозировать дальнейшие действия своих детей, Павел знает: очень легко можно удариться из одной крайности — расслабления и малодушия — в другую — ригоризм и жестокость. Своим призывом любое дело, мысль и слово насыщать любовью, апостол изымает читателей из нездоровых качелей крайностей. Да, надо быть построже — но с любовью. И твёрдости надо учиться — тоже с любовью. И в вере возрастать — и здесь без любви никак не обойтись!
Сегодня апостол Павел даёт нам замечательный урок: что бы мы ни хотели исправить, улучшить, какие бы недостатки мы бы ни стремились искоренить — но ничто не может оправдать нашей нелюбви. И это — очень категоричное утверждение. Ведь чаще всего мы поступаем по отношению к тому, кто провинился, как к жертве — которая заслужила наше наказание! И мы, сами порой того не замечая, изливаем от души собственную дурноту на другого — думая, что делаем великое и спасительное дело! И вот в этот самый момент перед нашим мысленным взором должен возникнуть апостол Павел — посмотреть на нас и спросить: «А вот это — ты тоже делаешь с любовью?...»
И если ответ будет отрицательным, то надо остановиться, прийти в себя, успокоиться и хорошенько подумать, каким образом можно донести до другого всю нашу боль за него, наше беспокойство, нашу деятельную любовь — и при этом не поддаться искушению возомнить себя карающей десницей Божией!
Помоги же нам, Господи, научиться с мудростью и любовью наставлять и обличать наших ближних — и не поддаваясь малодушию, и не распаляясь неуместным гневом!
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











