1 Кор., 126 зач., II, 6-9.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Основная тема только что прозвучавшего отрывка — проповедь истин христианской веры. Для того, чтобы понять, что же именно нам хочет сообщить апостол Павел, необходимо прояснить смысл некоторых ключевых понятий.
Раннехристианские авторы различали два способа проповеди Евангелия. Первый имел название керигма. Это проповедь, которая была обращена ко внешним, то есть к тем людям, которые ещё не уверовали во Христа и не приняли крещение. Это было изложение основных фактов и принципов христианства. Апостолы возвещали о воплощении Бога, Его жизни, смерти и воскресении. Поскольку керигма была адресована внешним, она нередко использовала язык, понятный каждому представителю античной культуры. Здесь можно встретить образы, заимствованные из классической литературы, понятия и термины древнегреческой философии, отсылку к нормам римского права, приёмы, которые были характерны для древнего ораторского искусства. Иными словами, чтобы сообщить людям весть о Христе, керигма использовала весь арсенал человеческой мудрости, которую апостол и называет «мудрость века сего».
После того, как человек приходил в Церковь, становился последователем Христа, его обучение не прекращалось. Он начинал углубляться в те истины веры, которые ему были открыты на первом этапе. Эту проповедь называли дидахе. Важно отметить, что различие между этими двумя этапами не в количестве получаемой информации. Это не различие между школой и университетом или университетом и аспирантурой. Дидахе —это в первую очередь опытное познание того, о чём говорится в Евангелии. Истины христианства должны быть усвоены не только умом, но и сердцем. Поэтому на втором уровне человек должен был научиться руководствоваться и применять принципы жизни во Христе во всех своих повседневных делах. Это требовало от христианина не столько интеллектуальных усилий, сколько кардинального изменения образа мысли и действий. Проще говоря, на этом этапе человек понуждал себя совершать поступки, которые раньше не совершал и которые нас призывает совершать Евангелие. И чем ревностей он подвизался на этом пути, тем глубже он вникал в то учение, которое принёс Христос. Тем больше его наполняла «премудрость Божия, тайная, сокровенная», которую невозможно приобрести при помощи чтения книг. Человек получал новый духовный опыт.
Несмотря на то, что с тех пор прошло много времени, всё это актуально и для нас, современных христиан. Если мы хотим достичь в своей вере определённого прогресса, то те истины, о которых мы узнали из Евангелия, необходимо стараться постигнуть не только умом. То богатство, которое они в себе содержат, становится нам доступно лишь в том случае, если мы совершаем конкретные действия, а именно: исполняем заповеди Христа, вся суть которых сводится к одной простой формуле: возлюби ближнего своего. Лишь в этом случае Господь открывает нам Свои тайны. И этот процесс познания бесконечен, потому что сокровища Творца неисчерпаемы.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.