
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 158 зач., XV, 1-11.
Глава 15.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел напоминает христианам города Коринф, что такое подлинная вера в Бога и с чего должна начинаться правильная духовная жизнь. Поэтому и говорит он в начале послания: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам».
Первое — необходимо принять на веру те истины, которые содержатся в Евангелии. Это слова о Христе и Его спасительном подвиге, то есть жизни, смерти и воскресении ради всякого человека. Это свидетельства того, что Он дал Духа Божия Своей Церкви и этот Дух действует в ней через святых людей. Однако одного признания того, что эти события произошли, недостаточно. Поэтому апостол указывает и на второе условие. Евангелие и те истины, которые оно нам предлагает, необходимо «утвердить» и «удерживать» в своей жизни, и лишь тогда оно будет ко спасению, а вера человека не будет тщетной, то есть мёртвой.
Как же этого достичь? Ответ находим здесь же. Апостол говорит: «я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною». То есть действовал не «я», а Бог. Павел добился того, что дела, которые он совершал, вершились не столько им самим, сколько Творцом, Который действовал через него. Иными словами, апостолу удалось организовать свою внутреннюю жизнь так, чтобы в его сердце было больше Бога, чем его самого. Его собственное «я» со своими желаниями и хотениями ушло на второй план. Поэтому благодать всецело владела апостолом и совершала через него поразительные вещи.
Итак, формула духовной жизни, которая нам предлагается сегодня, довольна проста. Первый шаг, который необходимо сделать человеку, — согласиться с Евангельскими истинами. Второй — уничтожить свой эгоизм. Ведь именно зацикленность на себе мешает нам жить согласно этим истинам в полноте и принять в свою душу дары Святого Духа, которые нам предлагает Христос. Даже посещая храмовые богослужения, участвуя в таинствах Церкви, соблюдая скрупулёзно традиции благочестия, мы нередко остаёмся внутри пустыми, словно омертвевшими. А дело всё в том, что в своих мыслях, чувствах, словах и поступках мы продолжаем руководствоваться не простыми евангельскими заповедями о милости, прощении и любви, а исключительно своим «хочу» и «я сам знаю, как лучше», как лучше для меня и моих близких. Иными словами, мы сами лучше всех знаем, как эффективней, комфортней прожить эту жизнь и не потерять своего: избежать неприятностей и страданий и не лишится удовольствий. Знаем, как своими силами держать ситуацию под контролем. И если эти мои знания вступают в конфликт с Евангельскими принципами, тем хуже для этих принципов.
Получается, что, называя себя христианами, мы нередко отодвигаем Бога на второй план. Не даём Ему пространство для действия, потому что продолжаем играть роль первой скрипки. Нам кажется, что, если мы сосредоточимся на исполнении евангельских заповедей, то есть начнём прощать, миловать, забывать о том, сколько мы дали в долг, отказываться от своего в пользу других, не зацикливаться на том, что же произойдёт завтра, просто жить не ради себя и своего потомства, а, в первую очередь, ради тех, с кем нас сталкивает случай, наша жизнь неизбежно потерпит крах. У нас же возникнет целая куча непреодолимых проблем, — думаем мы. И если эту ситуацию просто отпустить, то есть предоставить эти проблемы решать Богу, то Он обязательно всё испортит. А потому, хоть мы и произносим каждое утро «да будет воля Твоя», нас эта воля не особо интересует. Ведь вдруг эта воля нарушит наши планы.
Это и есть эгоизм, который не даёт нам продвинуться в духовной жизни дальше притвора храма. Он, словно воздушный шарик, заполнил всё пространство в нашей душе. Он душит настоящую веру в зародыше. Подобную мёртвую веру имеют бесы, о которых апостол Иаков говорит, что и они веруют в Бога и трепещут, но тем не менее остаются бесами. Они знают, что Творец есть, но поскольку озабочены лишь собой, в их сердцах нет для Него места. А потому их вера и знания не имеют никакого смысла.
Поэтому апостол и призывает нас мужественно, бесстрашно с доверием Творцу все свои силы сосредоточить на исполнении Евангелия — бескорыстно служить окружающим нас людям, как родным и близким, так и случайным. Вслед за Христом он призывает нас искать прежде всего Царства Небесного. Поверить словам Спасителя, что всё остальное, необходимое для жизни, «приложится нам». Так наше эго будет постепенно сдуваться. Нашего горделивого «я» постепенно будет становиться всё меньше и меньше. Его место всё больше и больше будет занимать Бог, Его благодать, которая направит нас на нашем пути. И лишь в той мере, в какой мы трудимся на этом поприще, мы становимся теми, кем и должны быть по замыслу нашего Небесного Отца.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема