1 Кор., 158 зач., XV, 1-11.
Глава 15.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел напоминает христианам города Коринф, что такое подлинная вера в Бога и с чего должна начинаться правильная духовная жизнь. Поэтому и говорит он в начале послания: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам».
Первое — необходимо принять на веру те истины, которые содержатся в Евангелии. Это слова о Христе и Его спасительном подвиге, то есть жизни, смерти и воскресении ради всякого человека. Это свидетельства того, что Он дал Духа Божия Своей Церкви и этот Дух действует в ней через святых людей. Однако одного признания того, что эти события произошли, недостаточно. Поэтому апостол указывает и на второе условие. Евангелие и те истины, которые оно нам предлагает, необходимо «утвердить» и «удерживать» в своей жизни, и лишь тогда оно будет ко спасению, а вера человека не будет тщетной, то есть мёртвой.
Как же этого достичь? Ответ находим здесь же. Апостол говорит: «я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною». То есть действовал не «я», а Бог. Павел добился того, что дела, которые он совершал, вершились не столько им самим, сколько Творцом, Который действовал через него. Иными словами, апостолу удалось организовать свою внутреннюю жизнь так, чтобы в его сердце было больше Бога, чем его самого. Его собственное «я» со своими желаниями и хотениями ушло на второй план. Поэтому благодать всецело владела апостолом и совершала через него поразительные вещи.
Итак, формула духовной жизни, которая нам предлагается сегодня, довольна проста. Первый шаг, который необходимо сделать человеку, — согласиться с Евангельскими истинами. Второй — уничтожить свой эгоизм. Ведь именно зацикленность на себе мешает нам жить согласно этим истинам в полноте и принять в свою душу дары Святого Духа, которые нам предлагает Христос. Даже посещая храмовые богослужения, участвуя в таинствах Церкви, соблюдая скрупулёзно традиции благочестия, мы нередко остаёмся внутри пустыми, словно омертвевшими. А дело всё в том, что в своих мыслях, чувствах, словах и поступках мы продолжаем руководствоваться не простыми евангельскими заповедями о милости, прощении и любви, а исключительно своим «хочу» и «я сам знаю, как лучше», как лучше для меня и моих близких. Иными словами, мы сами лучше всех знаем, как эффективней, комфортней прожить эту жизнь и не потерять своего: избежать неприятностей и страданий и не лишится удовольствий. Знаем, как своими силами держать ситуацию под контролем. И если эти мои знания вступают в конфликт с Евангельскими принципами, тем хуже для этих принципов.
Получается, что, называя себя христианами, мы нередко отодвигаем Бога на второй план. Не даём Ему пространство для действия, потому что продолжаем играть роль первой скрипки. Нам кажется, что, если мы сосредоточимся на исполнении евангельских заповедей, то есть начнём прощать, миловать, забывать о том, сколько мы дали в долг, отказываться от своего в пользу других, не зацикливаться на том, что же произойдёт завтра, просто жить не ради себя и своего потомства, а, в первую очередь, ради тех, с кем нас сталкивает случай, наша жизнь неизбежно потерпит крах. У нас же возникнет целая куча непреодолимых проблем, — думаем мы. И если эту ситуацию просто отпустить, то есть предоставить эти проблемы решать Богу, то Он обязательно всё испортит. А потому, хоть мы и произносим каждое утро «да будет воля Твоя», нас эта воля не особо интересует. Ведь вдруг эта воля нарушит наши планы.
Это и есть эгоизм, который не даёт нам продвинуться в духовной жизни дальше притвора храма. Он, словно воздушный шарик, заполнил всё пространство в нашей душе. Он душит настоящую веру в зародыше. Подобную мёртвую веру имеют бесы, о которых апостол Иаков говорит, что и они веруют в Бога и трепещут, но тем не менее остаются бесами. Они знают, что Творец есть, но поскольку озабочены лишь собой, в их сердцах нет для Него места. А потому их вера и знания не имеют никакого смысла.
Поэтому апостол и призывает нас мужественно, бесстрашно с доверием Творцу все свои силы сосредоточить на исполнении Евангелия — бескорыстно служить окружающим нас людям, как родным и близким, так и случайным. Вслед за Христом он призывает нас искать прежде всего Царства Небесного. Поверить словам Спасителя, что всё остальное, необходимое для жизни, «приложится нам». Так наше эго будет постепенно сдуваться. Нашего горделивого «я» постепенно будет становиться всё меньше и меньше. Его место всё больше и больше будет занимать Бог, Его благодать, которая направит нас на нашем пути. И лишь в той мере, в какой мы трудимся на этом поприще, мы становимся теми, кем и должны быть по замыслу нашего Небесного Отца.
Пловец во благо
Эту историю напечатали многие российские СМИ, а я услышала от знакомой спортсменки.
Ультрамарафонец Антон Лосев начал заниматься плаванием в 15 лет, довольно поздно по меркам детского спорта: именно тогда в его родном городке в Казахстане построили бассейн. А через два года он переехал в Москву, уже имея разряд кандидата в мастера спорта.
В столице юноша хотел вернуться в профессиональный спорт, но продолжить занятия не удалось. За годы учёбы в Университете нефти и газа имени Губкина он изредка участвовал в соревнованиях по плаванию в составе команды вуза. А десятилетие спустя познакомился в фитнес-клубе со спортсменом-любителем. «Сергей Субботин плавал по 10–15 километров на открытой воде — меня поразили такие длинные дистанции», — вспоминает Лосев. В 2019 году он тоже пришёл в любительский спорт.
Вначале были беговые полумарафоны и соревнования по плаванию, потом — знакомство с триатлоном и даже участие в Айронмэн — однодневной гонке из трёх дистанций: заплыва, велосипедного заезда и забега. В общей сложности триатлон Железный человек (так переводится с английского его название) составляет 226 километров и считается одним из самых сложных соревнований в мире! Тогда же наш герой стал участником проекта благотворительного фонда «Синдром любви» под названием «Атлет во благо». «Я понял, что хочу совмещать любимое занятие с добрыми делами, а подопечными стали дети с синдромом Дауна», — объясняет Антон.
В 2022 году в рамках проекта «Атлет во благо» Лосев дважды пересёк Финский залив: от Санкт-Петербурга до Кронштадта, что на острове Котлин, и обратно. Расстояние между этими городами 25 километров — на такой марафонский заплыв решаются немногие спортсмены! Антон преодолел 50-километровую дистанцию за 18 часов 43 минуты, стал рекордсменом и собрал 30 тысяч рублей для больных детей.
А летом 2024-го наш герой побил и этот рекорд: проплыл 75 километров, став первым покорителем такой дистанции в Финском заливе! Почти 150 тысяч рублей, собранные за 28 часов заплыва, он передал фонду «Больше чем можешь» — его сотрудники делают спорт доступным для всех, независимо от физического состояния.
«Я хотел привлечь внимание к людям с ограничениями, которые порой не могут сделать даже шаг, но достигают личных побед», — объясняет Антон Лосев. И всё задуманное получилось, ведь любительский спорт подарил ему не только рекорды, но и возможность помогать особенным детям!
Все выпуски программы Живут такие люди
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема