
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 158 зач., XV, 1-11.
Глава 15.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел напоминает христианам города Коринф, что такое подлинная вера в Бога и с чего должна начинаться правильная духовная жизнь. Поэтому и говорит он в начале послания: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам».
Первое — необходимо принять на веру те истины, которые содержатся в Евангелии. Это слова о Христе и Его спасительном подвиге, то есть жизни, смерти и воскресении ради всякого человека. Это свидетельства того, что Он дал Духа Божия Своей Церкви и этот Дух действует в ней через святых людей. Однако одного признания того, что эти события произошли, недостаточно. Поэтому апостол указывает и на второе условие. Евангелие и те истины, которые оно нам предлагает, необходимо «утвердить» и «удерживать» в своей жизни, и лишь тогда оно будет ко спасению, а вера человека не будет тщетной, то есть мёртвой.
Как же этого достичь? Ответ находим здесь же. Апостол говорит: «я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною». То есть действовал не «я», а Бог. Павел добился того, что дела, которые он совершал, вершились не столько им самим, сколько Творцом, Который действовал через него. Иными словами, апостолу удалось организовать свою внутреннюю жизнь так, чтобы в его сердце было больше Бога, чем его самого. Его собственное «я» со своими желаниями и хотениями ушло на второй план. Поэтому благодать всецело владела апостолом и совершала через него поразительные вещи.
Итак, формула духовной жизни, которая нам предлагается сегодня, довольна проста. Первый шаг, который необходимо сделать человеку, — согласиться с Евангельскими истинами. Второй — уничтожить свой эгоизм. Ведь именно зацикленность на себе мешает нам жить согласно этим истинам в полноте и принять в свою душу дары Святого Духа, которые нам предлагает Христос. Даже посещая храмовые богослужения, участвуя в таинствах Церкви, соблюдая скрупулёзно традиции благочестия, мы нередко остаёмся внутри пустыми, словно омертвевшими. А дело всё в том, что в своих мыслях, чувствах, словах и поступках мы продолжаем руководствоваться не простыми евангельскими заповедями о милости, прощении и любви, а исключительно своим «хочу» и «я сам знаю, как лучше», как лучше для меня и моих близких. Иными словами, мы сами лучше всех знаем, как эффективней, комфортней прожить эту жизнь и не потерять своего: избежать неприятностей и страданий и не лишится удовольствий. Знаем, как своими силами держать ситуацию под контролем. И если эти мои знания вступают в конфликт с Евангельскими принципами, тем хуже для этих принципов.
Получается, что, называя себя христианами, мы нередко отодвигаем Бога на второй план. Не даём Ему пространство для действия, потому что продолжаем играть роль первой скрипки. Нам кажется, что, если мы сосредоточимся на исполнении евангельских заповедей, то есть начнём прощать, миловать, забывать о том, сколько мы дали в долг, отказываться от своего в пользу других, не зацикливаться на том, что же произойдёт завтра, просто жить не ради себя и своего потомства, а, в первую очередь, ради тех, с кем нас сталкивает случай, наша жизнь неизбежно потерпит крах. У нас же возникнет целая куча непреодолимых проблем, — думаем мы. И если эту ситуацию просто отпустить, то есть предоставить эти проблемы решать Богу, то Он обязательно всё испортит. А потому, хоть мы и произносим каждое утро «да будет воля Твоя», нас эта воля не особо интересует. Ведь вдруг эта воля нарушит наши планы.
Это и есть эгоизм, который не даёт нам продвинуться в духовной жизни дальше притвора храма. Он, словно воздушный шарик, заполнил всё пространство в нашей душе. Он душит настоящую веру в зародыше. Подобную мёртвую веру имеют бесы, о которых апостол Иаков говорит, что и они веруют в Бога и трепещут, но тем не менее остаются бесами. Они знают, что Творец есть, но поскольку озабочены лишь собой, в их сердцах нет для Него места. А потому их вера и знания не имеют никакого смысла.
Поэтому апостол и призывает нас мужественно, бесстрашно с доверием Творцу все свои силы сосредоточить на исполнении Евангелия — бескорыстно служить окружающим нас людям, как родным и близким, так и случайным. Вслед за Христом он призывает нас искать прежде всего Царства Небесного. Поверить словам Спасителя, что всё остальное, необходимое для жизни, «приложится нам». Так наше эго будет постепенно сдуваться. Нашего горделивого «я» постепенно будет становиться всё меньше и меньше. Его место всё больше и больше будет занимать Бог, Его благодать, которая направит нас на нашем пути. И лишь в той мере, в какой мы трудимся на этом поприще, мы становимся теми, кем и должны быть по замыслу нашего Небесного Отца.
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер