1 Кор., 148 зач., XI, 8-22.
Глава 11.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17 Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что́ сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Тем женщинам, которые называют себя феминистками, послания апостола Павла кажутся не очень приятными, ну а сам апостол Павел представляется им насадителем патриархального уклада и сторонникам подавления женщин. Вслед за апостолом схожим обвинениям подвергается и вообще все христианство, ведь павловы послания — неотъемлемая и очень важная часть Священного Писания христиан, во многом христианство было сформировано именно этими посланиями, следовательно, то, что писал апостол, для нас является бесспорной и окончательной истиной. Но, как и любой другой текст Священного Писания, послания апостола Павла нужно уметь читать и видеть их суть.
На первый взгляд кажется, что этот отрывок довольно простой, а потому и абсолютно понятный, апостол пишет: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа». Каким ещё, кроме буквального, способом можно понять эту, весьма возмутительную для феминистического сознания, апостольскую мысль? Ответ кроется в том, что абсолютно любую фразу Священного Писания необходимо рассматривать в ее контексте, причём иногда в весьма широком. Так и здесь: для апостола Павла, как это следует из его посланий, очень важен как порядок творения, так и порядок в Церкви. По мнению некоторых исследователей именно на это указывает фраза из этого отрывка: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов». Все творения созданы Богом таким образом, чтобы по-своему проявлять благоговение перед Создателем и выполнять своё предназначение, так созданы и ангелы, которые не позволяют себе выходить за определенные Богом пределы. Точно так же должны, по мнению апостола Павла, поступать и люди.
Если же вернуться к разделению на мужчин и женщин, то здесь же у апостола есть прекрасные слова: «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа». Эти слова можно перевести несколько иначе: «Женщина ничто без мужчины; мужчина ничто без женщины». Получается, что мужчина будет мужчиной в полном смысле этого слова лишь на фоне отношений с женщиной, которую действительно можно назвать женщиной, то есть с той, которая живёт в определенных Богом пределах. То же самое можно сказать и про женщину: она является таковой лишь на фоне отношений с мужчиной, который выполняет определенное ему Богом предназначение.
«Журнал от 10.01.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Христианское отношение к молитве и житейским просьбам к Богу и святым;
— Новые проекты Академии «Фомы»;
— Народная музыка и Рождественские представления;
— Духовная ценность Псалтыри.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
10 января. О важности перенесения скорбей в деле спасения человека
8 января, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности перенесения скорбей в деле спасения человека.
Страдания и скорбь — это часть человеческой жизни. Так Господь задумал. По крайней мере, так произошло после грехопадения первых людей. Поэтому, когда мы в своей жизни сталкиваемся со скорбями, с несправедливостью, с обидами, и нередко воспринимаем это как некий вызов нам, начинаем сами бороться, тоже создавать какую-то стратегию борьбы с теми, кто нас обижает, тем самым заражаясь этой человеческой неправдой и злобой, пуская в свое сердце то, на что и рассчитывает враг рода человеческого, проводя нас через страдания, чтобы в страданиях мы согрешили, от Бога отказались, от Его промысла, возроптали, возненавидели других людей.
Другими словами, страдания — это тест на нашу способность жить по Божьему закону. Когда все хорошо, то вроде испытаний никаких нету, искушений нету, соблазнов таких особенно нету с точки зрения веры в Господа. А вот когда через скорбь проходим, очень часто говорим: «Господи, а за что это мне?» Никогда не просим Господа дать нам силы пройти через страдания, а попытаемся ответить на вопрос: «А что ж такое, ну почему же я? Но ведь вот сосед-то ничего этого не испытывает. Вроде как и в храм хожу, и добрые дела стараюсь делать. Почему через скорбь меня Господь проводит?» Ответ очень простой. Если мать Его родная по плоти через скорбь прошла, какие у нас могут быть вопросы к Богу? Какие могут быть у нас сомнения в благости Божией, в Его промысле? Никаких.
Господь и дал нам пример своей Матери, пречистой и преблагословенной Девы Марии, выше всех ангелов и архангелов, которая даже эта высота и близость к Богу не оградила от человеческой скорби и даже от человеческих страданий.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О грехах зависти и сварливости
В 3-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину».
О грехах зависти и сварливости — священник Алексей Долгов.
Святой апостол Иаков призывает христиан быть чуждыми зависти и сварливости, потому что эти грехи прямо противоположны любви — главному качеству христианина. Зависть апостол называет горькой. Для человека она горька потому, что наполняет сердце беспокойством и тревогой, лишая человека сил. Для окружающих зависть горька потому, что приносит не согласие, а раздоры и споры. Поскольку, как говорит Христос, из сердца исходит все злое, то зависть скрывается именно в сердце, которое у нас может быть не только источником добра, но и зла. Побежденный завистью человек ругает, лжет и очерняет того, кому завидует, а себя превозносит и хвалит. Именно такими завистниками в первые века были самозванные учителя, которые возвышали себя и очерняли апостолов. Истинные веры в их поврежденные страстями сердца не вмещались, поэтому они толковали христианское учение по своему усмотрению. От этого стали рождаться ереси, которые являются ложью на истину.
Апостол Иаков обличает этих самозваных мудрецов, непризванных учителей, раздиравших церковь Божию, вопреки истинным верам, вводивших ложные учения, и показывает, что они руководствовались ложной мудростью, злой ревностью и страстью к спорам. Это не мудрость, нисходящая свыше от Бога, но мудрость душевная, бесовская. Святой апостол Иаков учит, что служить Словом могут по-настоящему мудрые, способные показывать мудрость своей собственной жизни христиане. Это относится и к нам, поскольку и от нас Церковь ждет настоящей мудрости, являемой не только в словах, но прежде всего в наших делах.
Все выпуски программы Актуальная тема