
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 136 зач., VI, 20 — VII, 12.
Глава 6.
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Глава 7.
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ряд замечательных рекомендаций о семейной жизни предлагает нам сегодня апостол Павел.
Начинает он с того, что устанавливает некую максиму: хорошо было бы, если бы мужчина не касался женщины, но все свои силы посвятил служению Богу. То же самое он говорит и о женщинах, которые овдовели. Хорошо, если бы они посвятили себя служению. Однако дальше продолжает: но учитывая то, что кому-то это не под силу, лучше вступать в брак, чтобы минимизировать риск уклониться в беспорядочные связи, разжигаясь похотью.
Далее апостол Павел даёт рекомендации о том, как вести себя в браке, причём сразу же касается самой интимной сферы. Казалось бы, апостол предложит сейчас ряд инструкций, которые резко сузят и ограничат эту область. Однако он деликатно оставляет мужу и жене решать самим, как именно будут протекать их отношения, в том числе интимные. Потому что тело мужа принадлежит жене, а тело жены — мужу. Даже воздерживаться от исполнения супружеского долга он призывает лишь по ободному согласию. Чтобы в семье сохранился мир и не было лишних поводов к соблазну. И эти рекомендации касаются не только тех семей, где оба верующие христиане. Но и тех, где последователем Христа является один из супругов. Апостол не призывает разрушать такой брак. Он побуждает хранить его и даже в таких обстоятельствах исполнять свой долг.
Вникнув во всё написанное, удивляешься той рассудительности, которой обладал апостол. Мы знаем, что он не имел семьи. Все силы своей души и тела он посвящал проповеди Евангелия. Говоря современным языком, он был странствующим монахом. И естественно было бы ожидать от него излишнего ригоризма в отношении семейной жизни и всего того, что касается отношений между мужчиной и женщиной. Он вполне мог бы сказать нам: «Я же смог, сможете и вы». Однако ничего подобного мы не видим. Напротив, он с большим пониманием относится к нуждам других людей. Он допускает, что окружающие могут быть устроены не так, как он. Что у них есть свои потребности. А потому и высказывается он аккуратно, деликатно и предусмотрительно.
Вот подлинно христианский взгляд на вещи. Всё мерить не по себе, но вникая в ситуацию другого человека, отдавая себе отчёт в том, что у каждого своё предназначение, у каждого свои таланты, силы и потребности. Но при этом над всеми Бог. Каждого Он ведёт к Себе уникальным путём. И когда речь идёт о судьбах людей, а тем более о таком деликатном деле, как семейная жизнь, личные отношения, нет стандартных, универсальных решений, которые подходили бы для каждой ситуации. Поэтому и начинается этот отрывок призывом апостола: «прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии». Бог уважает и удовлетворяет запросы не только нашего духа, но также души и тела. Подобное рассудительное снисхождение должны проявлять и мы по отношению к тем, кто нас окружает, и тем паче к тем, с кем нам выпало идти бок о бок по этому жизненному пути.
Журнал «КлеверЛаб» знакомит детей и взрослых с православной культурой

Что значит православный крест? Чем отличаются иконы от картин? Какие есть церковные праздники? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в онлайн-журнале «КлеверЛаб». Это информационный ресурс для педагогов и родителей, ориентированный на образование и воспитание детей в духе православной культуры.
Команда профессионалов регулярно готовит статьи, подборки фильмов и книг, материалы для работы с детьми в школах и не только.
Ольга Гущина — педагог, куратор по образованию и культуре при Нижегородской епархии — часто прибегает к помощи проекта «КлеверЛаб». Она проводит экскурсии для школьников в Спасо-Преображенском соборе Нижнего Новгорода. Благодаря чему дети узнают о русской православной культуре, особенностях архитектуры храмов и многом другом. Чтобы рассказывать обо всём живо и интересно, Ольга Валентиновна пользуется советами и статьями журнала. «В этом году я провожу экскурсии для учеников 3-4 классов. Детям нравится приходить в большой и красивый храм, узнавать что-то новое. Я вижу, как многие проникаются знаниями о Боге и православных традициях, — делится женщина. — И что особенно важно, у некоторых появляется желание прийти на праздник первой исповеди, который устраивается в нашем Спасо-Преображенском соборе, или пойти в воскресную школу при храме.
Мая задача, как педагога — сеять в детях добрые зёрна. И журнал „КлеверЛаб“ в этом мой незаменимый помощник».
Статьи и подборки онлайн-журнала помогают сделать образовательный процесс увлекательным и эффективным. Вы можете поддержать проект финансово и тем самым дать возможность его команде создавать ещё больше полезных материалов. Найти ресурс в интернете просто — наберите в поисковой строке «Журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги Нового Завета о Церкви». Анастасия Медведева

У нас в студии была старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Анастасия Медведева.
Разговор шел о том, что известно из Нового Завета о первых годах существования христианской Церкви, как жили апостолы и ученики Христа рядом со Спасителем, как росла и существовала община христиан после Вознесения Христа, как умножались христианские общины, сохраняя при этом церковное единство.
Этой беседой мы продолжаем цикла из пяти программ о Церкви.
Первая программа с доктором исторических наук Андреем Виноградовым была посвящена истории ранней Церкви.
Вторая беседа с профессором Московской духовной академии игуменом Дионисием (Шлёновым) была посвящена тому, как святые отцы формулировали учение о Церкви.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Наставления прп. Иоанна Лествичника». Священник Григорий Геронимус

У нас в студии был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Разговор шел о наставлениях преподобного Иоанна Лествечника, собранным в книге «Лесвица» и о том, насколько они могут быть применимы и полезны в жизни современного человека.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер