1 Кор., 123 зач., I, 3-9.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Рано или поздно, но каждый христианин сталкивается с вопросом о том, какой должна быть наша молитва. Что допустимо и что недопустимо в молитве? Можно ли в молитве делать акцент на просьбах? Кого должна затрагивать молитва: только ли нас самих и наших близких, или же мы обязаны молиться за всех христиан, в том числе и за наших врагов? Все эти и им подобные вопросы очень важны, а их появление свидетельствует, что молитва для человека — это не бездушный ритуал, а сердцевина жизни. Священное Писание помогает нам найти ответы. Делает это и тот отрывок из 1-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
С одной стороны, апостол Павел в своих посланиях был верен современной ему эпистолярной традиции: он всегда начинал с благодарения. Так и в Первом послании к Коринфянам — апостол благодарит. Но кого он благодарит и за что? Здесь начинаются существенные отличия павловых посланий от других писем той эпохи, потому что в обычае того времени была благодарность за здоровье, за благополучное перемещение из одного места в другое и за какие-то иные мирские блага, полученные автором письма. У апостола Павла мы видим нечто совершенно иное: он благодарит Бога, но не за себя самого, а за других — за христиан Коринфа, и делает он это непрестанно.
Здесь нам стоит остановиться и поразмышлять: а похожа ли хоть в какой-то степени наша молитва на молитву святого апостола? Как часто мы благодарим Бога? И как часто мы благодарим за других? У нас вообще возникает мысль в наших молитвах вознести благодарение Богу за те благодеяния, которые Он подал кому-то другому?
Скорее всего, наши ответы не будут похожи на ответы апостола Павла.
Однако, есть и ещё кое-что, отличающее наши молитвы от апостольских: предмет благодарности Павла. Он благодарит не за какие бы то ни было материальные блага, он благодарит за благодать Божию, дарованную христианам Коринфа. Этот предмет благодарности апостола интересен ещё и тем, что в дальнейшем в общине Коринфа духовные дары приведут к некоторым проблемам: люди не сумеют ими распорядиться должным образом, начнут гордиться и соперничать, но это уже искажение, связанное с повреждённой природой человека, а даровавшему благодать Богу подобает непрестанное благодарение.
Да, слова апостола Павла совсем не похожи на детальную инструкцию по молитвенному деланию, однако их вполне достаточно для того, чтобы уяснить основное: христианская молитва — это прежде всего молитва благодарения, и совершенно неслучайно центральное таинство Церкви именно так и называется — евхаристия, то есть благодарение. Мы, по примеру апостола, достигнем успеха в духовной жизни лишь в том случае, если наши сердца будут исполнены благодарностью Богу за всё ведомое и неведомое, за нас самих, за наших близких, за всех кого мы знаем и кого не знаем, за всех христиан, и вообще за весь мир, потому что Христос пришёл для всех, и нет того человека, который был бы исключён из божественной любви, а потому то мы и должны благодарить Бога за Его милость к роду человеческому.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гилберт Кит Честертон». Священник Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел об английском писателе и христианском мыслителе Гилберте Честертоне, как в его произведениях присутствуют христианские смыслы, и чем они могут быть полезны православному человеку.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер