Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла

* Поделиться

1 Сол., 268 зач., III, 9-13.

Глава 3.

9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим, 

10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?

11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.

12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, 

13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Апостол Павел задается риторическим вопросом: «Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас»? Апостол не пытается найти ответ на этот вопрос, но сама его постановка очень примечательна. С одной стороны, ставшая предметом радости апостола христианская община Салоник, — это заслуга самого Павла, это его труды, его миссионерский и проповеднический гений, с другой — это милость и благодать Господа нашего Иисуса Христа. Апостол склонен забывать о первом, но при этом он всегда помнит о втором — о благодатном действии Христа. Весьма характерно, что Павел всегда поступал таким образом: неудачи он приписывал себе, а удачи — Христу. Если были какие-то трудности в той или иной христианской общине, то апостол не говорил, что такова воля Божия, что раз не получилось, значит, так надо, нет, он видел в этом собственные ошибки, которые всеми силами пытался исправить. Но в случае успеха миссии Павел воздавал благодарение Богу.

Святитель Иоанн Златоуст прокомментировал эти слова апостола так: «Вы, говорит, были для нас виновниками не только жизни, но и великой радости, — столь великой, что мы не в силах и возблагодарить достойно Бога. Успех ваш мы считаем, говорит, даром Божиим. Вы столько облагодетельствовали нас, что мы считаем это (делом совершившимся) по внушению Божию, или лучше — делом самого Бога, так как столь возвышенные чувствования несвойственны человеческой душе и заботливости». Мы видим, что святитель Иоанн идет еще дальше, по его мнению, возвышенные чувства, выраженные в совершенно конкретных делах милосердия, которые проявляли по отношению к другим людям христиане Салоник, «несвойственны человеческой душе и заботливости». Можно немного расширить мысль святителя и сказать, что любое благо, исходящее от человека, не свойственно нашей падшей природе, любое благо — от Бога, а потому проявления блага в людях вообще и в самих себе в частности, должно всегда побуждать нас к благодарственной молитве, но никогда к гордости и самомнению. Апостол Павел осознавал это предельно ясно, возможно, в этом осознании и кроется основная причина успеха его миссионерских трудов.

Преподобный Иустин Челийский писал, что «в нас, христианах, все новое: и истина, и правда, и жизнь, и радость». Этим самым он продолжил мысль и апостола Павла, и святителя Иоанна Златоуста. «Все новое» — это не трансформация того, что у нас уже было, это, скорее, замещение старого и греховного, того, от чего христианин отказывается в таинстве крещения, того, что умирает в крещенской купели. А новое берется не от плоти, не из самого человека, новое приходит от Бога. За это новое мы должны быть непрестанно благодарны Христу Спасителю, осознание нового, то есть полученного от Бога, в самих себе должно приводить нас к тому же самому риторическому вопросу, с которого началось сегодняшнее апостольское чтение: «Какую благодарность можем мы воздать Богу?» и к попытке ответа на этот вопрос своей жизнью.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем