В двенадцатом веке Вышгород представлял собой неприступную крепость, надёжно защищавшую Киев с севера. Владеть этим форпостом было ответственно и почётно. В 1156 году князь Юрий Долгорукий, взойдя на Киевский престол, отдал Вышгород в удел своему сыну Андрею. Юрий рассчитывал, что наследник станет его союзником в распрях с другими князьями, также претендовавшими на власть в Киеве. Но Андрей рассудил иначе. Молодой князь отказался от междоусобного противостояния и вернулся в места, где прошло его детство, — на север Руси. Там, в Суздале, он решил создать новое великое княжество.
Покидая Вышгород, Андрей взял с собой древнюю икону Божией Матери. Это был образ, написанный апостолом Лукой ещё при земной жизни Богородицы. Святыню доставили в Вышгород в начале двенадцатого века. Она хранилась в церкви, которая служила усыпальницей святых мучеников, князей Бориса и Глеба.
Вышгородская икона считалась чудотворной. По молитвам перед ней совершались многочисленные исцеления. Кроме того, святыня несколько раз необъяснимым образом покидала своё место в иконостасе. Князь Андрей посчитал, что чудесными перемещениями Божия Матерь явила свою волю — Она пожелала, чтобы Её древний образ отправился на север Руси.
Во время похода князя Андрея из Вышгорода на север произошло ещё одно чудесное происшествие. Как только обоз миновал Владимир, кони, запряжённые в княжескую повозку, вдруг встали. Это случилось в двенадцати верстах от города, там, где река Нерль впадает в Клязьму. Никакими средствами животных не могли сдвинуть с места и решили дать им возможность отдохнуть. Рядом с обозом раскинули шатёр для князя. Он задремал и увидел во сне Божию Матерь. Богородица повелела построить на этом самом месте храм в честь Её Рождества. Андрей вскоре исполнил указание Пречистой Девы. Позднее вокруг церкви образовался город. Он стал главной резиденцией боголюбивого князя и получил название Боголюбово.
После чудесного случая в дороге Андрей Боголюбский решил сделать столицей северного княжества не Суздаль, а Владимир. Для чудотворной Вышгородской иконы в городе построили великолепный Успенский собор. Образ стали называть Владимирским. Под покровом Божией Матери северное княжество достигло небывалого могущества и стало ядром Российского государства.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России