В двенадцатом веке Вышгород представлял собой неприступную крепость, надёжно защищавшую Киев с севера. Владеть этим форпостом было ответственно и почётно. В 1156 году князь Юрий Долгорукий, взойдя на Киевский престол, отдал Вышгород в удел своему сыну Андрею. Юрий рассчитывал, что наследник станет его союзником в распрях с другими князьями, также претендовавшими на власть в Киеве. Но Андрей рассудил иначе. Молодой князь отказался от междоусобного противостояния и вернулся в места, где прошло его детство, — на север Руси. Там, в Суздале, он решил создать новое великое княжество.
Покидая Вышгород, Андрей взял с собой древнюю икону Божией Матери. Это был образ, написанный апостолом Лукой ещё при земной жизни Богородицы. Святыню доставили в Вышгород в начале двенадцатого века. Она хранилась в церкви, которая служила усыпальницей святых мучеников, князей Бориса и Глеба.
Вышгородская икона считалась чудотворной. По молитвам перед ней совершались многочисленные исцеления. Кроме того, святыня несколько раз необъяснимым образом покидала своё место в иконостасе. Князь Андрей посчитал, что чудесными перемещениями Божия Матерь явила свою волю — Она пожелала, чтобы Её древний образ отправился на север Руси.
Во время похода князя Андрея из Вышгорода на север произошло ещё одно чудесное происшествие. Как только обоз миновал Владимир, кони, запряжённые в княжескую повозку, вдруг встали. Это случилось в двенадцати верстах от города, там, где река Нерль впадает в Клязьму. Никакими средствами животных не могли сдвинуть с места и решили дать им возможность отдохнуть. Рядом с обозом раскинули шатёр для князя. Он задремал и увидел во сне Божию Матерь. Богородица повелела построить на этом самом месте храм в честь Её Рождества. Андрей вскоре исполнил указание Пречистой Девы. Позднее вокруг церкви образовался город. Он стал главной резиденцией боголюбивого князя и получил название Боголюбово.
После чудесного случая в дороге Андрей Боголюбский решил сделать столицей северного княжества не Суздаль, а Владимир. Для чудотворной Вышгородской иконы в городе построили великолепный Успенский собор. Образ стали называть Владимирским. Под покровом Божией Матери северное княжество достигло небывалого могущества и стало ядром Российского государства.
Все выпуски программы Небесная Заступница
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







