
Павел Максимо́вич был одним из самых прогрессивных людей своего времени. «Редкий по доброте человек», — говорили о Максимовиче те, кто его знал. А тысячи крестьянских девушек называли его благодетелем. Ведь благодаря Павлу Павловичу они стали народными учительницами.
Русский дворянин Максимович родился в Астрахани в 1817-ом году. Маленького Пашу очень любил его дядя Иван Симонов — астроном и путешественник, участвовавший в первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Слушая рассказы дяди, мальчик твёрдо решил стать моряком. И впоследствии с блеском окончил морской корпус. В 1848-ом году из-за болезни жены он подал в отставку и семья уехала в своё имение Спасское Тверской губернии. Но облачаться в халат и проводить дни, лёжа на диване, Павел Павлович не собирался. Он развил кипучую деятельность: заложил большой, красивый парк, основал в имении школу для крестьянских детей. Кроме того, Максимович работал в земской управе: занимался вопросами здравоохранения и продовольствия.
Но более всего Павла Павловича занимали проблемы народного образования. Максимович понимал: главное, чего недостаёт сельским школам — профессиональных кадров. И в 1870-ом году бывший морской офицер на свой страх и риск и на свои же деньги открыл в Твери учебное заведение. Идея Павла Павловича была простой: набирать в классы крестьянских девушек и давать им образование с тем, чтобы по окончании школы молодые учительницы отправлялись преподавать в деревни. Друзья Максимовича удивлялись: почему именно крестьянки должны носить высокое звание Учителя. Павел Павлович отвечал: потому что они, как никто другой знают, что такое крестьянская жизнь и крестьянский быт.
Открыв школу, Максимович стал её директором. Он отдавал учебному заведению все силы и средства, сам искал преподавателей и брал на работу только лучших. Главное, чего ждал от них Павел Павлович, что они будут с уважением относиться к ученицам и в каждой видеть личность. Результат трудов директора был блестящим. Вот, что писали о его детище: «Вся школа составляла дружную работящую семью, беззаветно преданную своему делу, где не было места ни лжи, ни лести, ни формальным отношениям».
Школу Максимовича называли «школой нового типа с уровнем среднего специального учебного заведения». Однако программа обучения была шире, чем даже в гимназиях. «Максимовкам» — так величали себя ученицы — в течение трёх лет преподавали точные, гуманитарные и естественные науки. Павел Павлович оборудовал кабинеты физики и химии. Девушки занимались спортом, ставили спектакли, давали концерты. При школе заботливый директор открыл и народное училище, где воспитанницы проходили свою первую в жизни учительскую практику.
«Максимовки» относились к школе, как к родному дому. Здесь не ставили отметок, не проводили экзаменов при переходе из класса в класс. И барышни были счастливы тем, что учатся не для оценок, а для знаний. О школе Максимовича говорили в Москве и Петербурге. Она стала одной из лучших в России. Павла Павловича уважали так, что когда он однажды привёз учениц на экскурсию в Первопрестольную и привёл их в Третьяковку в тот день закрытую, Павел Третьяков специально для них открыл свою галерею.
Школа Максимовича просуществовала полвека, до 1919-ого года, и выпустила больше тысячи педагогов. А её основатель в 1886-ом был награждён золотой медалью, как особо выдающийся деятель народного просвещения и образования. Сегодня вензель с буквами «ШМ» — Школа Максимовича — украшает герб Тверского государственного университета, ведь основой этого высшего учебного заведения стало любимое детище Павла Павловича.
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема