
Как-то раз Патриарху Кириллу позвонила одна его родственница, и, как бы между прочим, спросила, почему, выступая по телевидению, он всё время улыбается. В её словах читался явный упрёк: мол, не полагается Предстоятелю Церкви обращаться к народу с улыбкой! Об этом эпизоде, и о многих других сложившихся в обществе ложных стереотипах относительно Церкви, Патриарх Кирилл размышляет в книге под названием «Патриарх и молодёжь. Разговор без дипломатии».
Сборник объединил статьи и выступления Патриарха, связанные с проблематикой отношений современной молодёжи и Церкви. Кстати, упомянутый эпизод, который на страницах книги рассказывает сам Патриарх Кирилл, к этой теме имеет самое прямое отношение. Ведь, увы, не секрет, что некоторые верующие часто напускают на себя строгий и мрачный вид, от которого веет холодом и неприветливостью. И нетрудно угадать, какую реакцию у молодых людей, впервые пришедших в храм, может вызвать встреча с такими «братьями по вере».
Но в Евангельском ли духе подобное поведение? — размышляет Патриарх в одной из глав под названием «Радость христианина и благообразие фарисея» и призывает внимательнее вчитаться в слова Священного Писания, призывающего человека «всегда радоваться». Язык христианина — это язык любви и доброжелательности, и он куда более понятен людям, а тем более, молодёжи, чем напускная благопристойность, — делает вывод Предстоятель Русской Церкви.
С молодёжью вообще следует разговаривать с большим уважением и любовью, считает Патриарх, называя юное поколение потенциалом нашего будущего. Однако он не скрывает, что в нынешних непростых реалиях разговор этот должен быть по-взрослому серьёзным. В книге «Патриарх и молодёжь. Разговор без дипломатии» идёт речь о таких опасностях современного глобального общества, которые невооружённым взглядом порой можно и не заметить. Например, реклама, исподтишка уверенными темпами превращающая «человека разумного» в существо, живущее по зову инстинктов; колоссальный информационный поток, в котором всё труднее становится отделять зёрна от плевел... Патриарх Кирилл предлагает современным молодым людям честно взглянуть в лицо проблемам и найти выход с помощью вечной Евангельской мудрости.
Патриарх цитирует Канта, размышляет о философии постмодерна и духовной подоплёке экономического кризиса. И не проповедует, а ведёт доверительный разговор — без морализаторства и нотаций, открытый и искренний. «Разговор без дипломатии», показывающий, насколько интересный и естественный диалог способны вести Патриарх и молодёжь.
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам оказываться в очень неприятной, дискомфортной ситуации, когда вы приглашены за стол — а там находятся блюда, которые вы ну никак не можете употреблять? Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам — очень проникновенное повествование о схожей истории из жизни раннехристианской общины.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Антиохия — ключевой миссионерский центр ранней Церкви. Тут уже сложилось общение за одним столом иудеев и бывших язычников. Это был своего рода «прорыв» в отношениях, знак новой, мессианской общины без всяких религиозных «стен». Но когда туда приходят «некоторые от Иакова» — то есть из христиан из иудейской среды, то Пётр, который ранее ел вместе с язычниками, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал 2:12). Павла это глубоко зацепило и возмутило: ведь налицо — лицемерие, или, как сказали бы сегодня, «адаптивное поведение» — когда человек в зависимости от направления ветра, поворачивает свой «флюгер». И Павел пошёл на прямой конфликт с Петром, как он сам пишет, «лично противостал ему» (2:11), сказав, что придерживающиеся такого закона, не прямо (греч. οὐκ ὀρθοποδοῦσιν — «не идёт прямо, не держит правильную линию шага) поступают по истине Евангельской.
Эта двойственность казалась настолько логичной и оправданной, что даже другой апостол — Варнава — был увлечён таким лицемерием, буквально «затянут» в эту некрасивую игру.
Но почему апостол Павел решается в прямом смысле слова «выносить сор из избы»? Ответ очевиден: публичный соблазн требует публичного же исцеления! И ради этого, прекрасно зная, что его и так не особо-то любят другие апостолы, Павел идёт на ещё большее обострение и без того напряжённых отношений. Неужели он хочет разрыва? Отнюдь: он верит в то, что через этот кризис столкновения разных смыслов произойдёт рождение новой общности, новой христианской идентичности, в которой подобные разделения уже не будут возможны.
То, что произошло в Антиохии, — это вовсе не спор о власти в Церкви, это преодоление проявившихся напряжений ради Евангельской истины. И, как мы видим из истории древней Церкви, все участники этого конфликта оказались в итоге на высоте, одни — принеся осознание и покаяние, другие — не кичась своей непреклонности в отстаивании истины.
Вот к этому, дорогие друзья, и мы с вами призваны: в любом конфликте или напряжении прежде всего искать не какую-то личную выгоду — пусть даже психологическую — но прежде всего заботиться о правде Христовой, о правде Евангельской — и тогда любое столкновение послужит всем только на пользу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержка для бойцов, получивших тяжёлые ранения

Проект «Альфа-Поддержка» организует разностороннюю помощь для участников специальной военной операции: юридическую, психологическую, финансовую и волонтёрскую. Добровольцы навещают раненных бойцов в госпиталях Москвы и Подмосковья, заботятся о них и подбадривают.
Максим — один из подопечных проекта. До начала специальной военной операции работал экскаваторщиком на Сахалине, а получив повестку, отправился в зону конфликта. Ранение лишило мужчину руки и ноги, но не сломило. Пока Максим лежал в госпитале, всерьёз увлёкся рисованием. Больничная палата превратилась в мастерскую: на холстах запестрели летние луга, яркие закаты и северное сияние. Одна из его картин даже попала на выставку в Дарвиновский музей в Москве! Теперь мужчина мечтает открыть художественную студию, помогать другим людям рисовать и проживать эмоции через творчество.

С волонтёрами проекта «Альфа-Поддержка» Максим познакомился в госпитале, во время турнира по шашкам. Тогда он стал победителем. «Это моя первая медаль. Теперь есть что показать дочкам», — с улыбкой признался мужчина. Максим старался сохранять хороший настрой и всё же ему было непросто. Он не мог свободно передвигаться, а значит и быть самостоятельным. Чтобы его поддержать, добровольцы организовали сбор на электрическое средство передвижения в рамках проекта «Альфа-Поддержка». На просьбу о помощи бойцу откликнулось множество неравнодушных людей, так мужчина вновь обрёл мобильность.
В проекте «Альфа-поддержка» много таких подопечных, как Максим, которые рисковали жизнью в зоне боевых действий, получили тяжёлые ранения и сейчас стараются вернуться к привычной жизни. Если вы хотите их поддержать, переходите на сайт проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов