Все мы хорошо знаем, как выглядит Красная площадь. Ее облик менялся в течение столетий, чтобы окончательно сложиться в 20-м веке. И всем известно, что на площади есть только один скульптурный монумент - памятник Минину и Пожарскому. Но не все знают, что около100 лет назад у него должен был появиться сосед. В 1913 году москвичи приняли решение установить на Красной площади памятник священномученику Гермогену, Патриарху Московскому. Но начавшаяся Мировая война и революция помешали осуществлению этих планов...
Начало XVII-го века. Русь вступает в полосу тяжелых испытаний. Началась Великая Смута. Власть переходит из рук в руки. Боярская дума, два самозванца-Лжедмитрия, польский король Сигизмунд, взбунтовавшиеся казаки и просто «лихие люди» – все хотят воспользоваться ситуацией. Московское царство оказывается на краю гибели.
В эти тяжелые времена православная вера все еще объединяет русских людей. Это хорошо понимают все претенденты на престол. Каждый из них хочет опереться на авторитет Церкви и заручиться поддержкой Патриарха. Ведь без церковного благословения в те времена было невозможно стать законным государем.
В самый разгар Смуты Патриархом Московским становится Казанский митрополит Гермоген. Он был хорошо известен современникам. Его деятельность проходила на землях бывшего Казанского ханства, населенных в основном иноверцами. Там Гермоген показал себя как человек высокой нравственной жизни и твердый защитник Православия. И став патриархом, Гермоген сразу дает понять: его долг - сохранение в России православной веры. По условиям того времени, это означало борьбу за сохранение православной государственности. Гермоген отказывается признать царем польского королевича, если тот не примет православие. В своей грамоте Патриарх объявляет, что на Московское царство надо выбрать государя всей русской землей, а против поляков, литовцев и самозванца – биться насмерть.
Когда поляки занимают Москву, давление на престарелого Патриарха усиливается. Святителю Гермогену уже за восемьдесят, но, как и прежде, он твердо стоит на защите православной веры. Враги подвергают его заточению в подземелье Чудова монастыря, но голос первосвятителя и оттуда слышен всей русской земле. Через верных ему людей Гермоген повсюду рассылает грамоты, в которых призывает до конца стоять за веру. В разных концах страны начинают собираться ополчения против поляков, засевших в Москве…
…Однажды в каменный подвал, где томится опальный патриарх, спускаются польский воевода Гонсевский и предавшийся полякам боярин Михаил Салтыков…
ГОНСЕВСКИЙ
Вот что, владыка! Ведомо нам, что говорил ты людям рязанским, смоленским и нижегородским не служить законному государю Владиславу Сигизмундовичу; и писал им, чтобы шли они к Москве воевать нас! Но мы на тебя не гневаемся; и ты будь благоразумен, отправь грамоту к боярам и ко всем ратным людям, чтоб пошли они от Москвы прочь...
ГЕРМОГЕН
Таких грамот ни писать, ни посылать не стану!
САЛТЫКОВ
По твоему письму пришли они к Москве! Если не напишешь, чтобы уходили - умрешь злой смертью!
ГЕРМОГЕН
Не страшны мне ваши угрозы. Одного Бога я боюсь. Если вы, польские и литовские люди, уйдете из Московского государства, тогда и я их благословляю отойти прочь. Ежели останетесь на Москве — будут они стоять против вас и умрут за православную веру!
САЛТЫКОВ
Ну что ж, видимо, не боишься ты смерти лютой. Сам выбрал свою участь.
ГЕРМОГЕН
Да будут благословенны те, кто идут на очищение Московского государства. А вы, окаянные московские изменники, будете прокляты!
…Выйдя от патриарха, его неприятели уже знают, что делать с ним дальше… Спустя короткое время, глубокий старец, заключенный в холодном подвале, скончается от голода и лишений. До освобождения Москвы и изгнания поляков остается всего несколько месяцев. А через год царем изберут молодого боярина Михаила Романова, как и призывал замученный патриарх…
…Прошло двести лет после окончания Смутного времени. Новое нашествие обрушилось на Россию. Москву заняли войска Наполеона. Захватчики не церемонились с русскими святынями. В Успенском соборе Кремля хозяйничали французские солдаты. Они взломали стоявшую там гробницу с мощами патриарха Гермогена и выбросили их. После изгнания французов останки святителя были найдены на полу храма целыми и нетленными. Они были возвращены на прежнее место в юго-западном углу Успенского Собора, где находятся и сейчас…
…Памятник Патриарху Гермогену на Красной площади так и не был установлен. Но идея увековечить его образ в скульптуре, как символ преодоления смуты и обретения единства, не исчезла. В мае 2013 года недалеко от Кремлевской стены, но уже не на Красной площади, а в Александровском саду, был установлен памятник первосвятителю-мученику. И сегодня всех, идущих от здания Манежа в Александровский сад, встречает величественная фигура священномученика Гермогена, соединившего в себе высшее церковное служение и с
Псалом 99. Богослужебные чтения

Быть верующим не означает быть грустным. Конечно, сравнивая себя с возвышенным эталоном заповедей Божиих, мы, нет-нет, и начинаем печалиться, что не дотягиваем до планки совершенства. Но это не означает, что нужно пребывать в унынии. Об этом как раз и говорит нам псалом 99-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Псалом 99-й не отличается продолжительностью. Это краткий, но пронзительный, предельно радостный гимн, обращённый к Богу. Царь и пророк Давид ликует от факта обладания верой. Его сердце переполнено радостью от того, что Господь Бог, совершенный и неприступный в плане Своего небесного бытия, тем не менее, присутствует в жизни Давида, явным образом Себя в ней проявляет. Это участие Божие в жизни царя не ограничивалось какими-то почти неосязаемыми, исключительно духовными состояниями.
Давид старался быть настоящим праведником. Он соблюдал заповеди Божии даже тогда, когда это было невыгодно, неудобно, опасно. За это, собственно, его и прозвали пророком. Не потому, что Давид возвещал будущее. Хотя в псалмах есть описание событий, связанных с приходом Спасителя. Пророческое служение в Библии проявляет себя, прежде всего, как служение правде Божией. Господь призывает того или иного человека стать живой совестью народа, быть видимым мерилом нравственности. А ещё библейский пророк находится в послушании у Бога. Но не потому, что боится, а потому, что Господа всем сердцем любит.
Вот и Давид в совсем ещё юном возрасте проявил эту добрую горячность веры, когда увидел, как великан Голиаф и прочие язычники издеваются над верой в истинного Бога. Тогда ещё простой пастух, а не царь, Давид с помощью своей пращи одним ударом победил Голиафа. Не сам по себе, конечно, а с Божьей помощью. Но она-то пришла не автоматически, а в качестве отклика Творца на молитвенное обращение Давида.
И пророк радуется, что может стать в хорошем смысле инструментом в руках Божиих, может при поддержке Господа творить добрые вещи. Давид не стесняется своей радости. Он вообще был человеком эмоциональным. Чего только стоил его танец во время перенесения ковчега Завета — главной святыни Израиля — в Иерусалим! Царь не стеснялся показаться смешным. Он, как ребёнок, прыгал и кричал, ликуя, что Господь не оставил Свой народ. И Давид призывает своих слушателей и читателей разделить с ним радость веры. Или как он пишет: «Славьте Его (то есть Бога), благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».
Давид, конечно же, принадлежал к ветхозаветному человечеству. И между заветами Ветхим и Новым очень много различий, но есть и множество схожих черт. Например, всё та же радость от веры. Зачем печалиться, сваливаться в уныние, если Бог рядом, если Он явным образом проявляет Себя в нашей жизни? Конечно, наши грехи, наши промахи не могут не расстраивать. Но пример Давида и иных праведников, допускавших в течение жизни досадные ошибки, пусть укрепят нас. Искреннее покаяние способно вернуть радость общения с Богом. Ведь единственной преградой для участия Господа в нашей жизни является только наша гордость — нежелание Бога впустить в сердце. Поэтому, если есть хоть какое-то, даже самое слабое, стремление у человека призвать Господа, обратиться к Нему искренне, Бог никогда не отвернётся, но проявит Себя, помогая нам очиститься от грехов и наделяя нас не земной, но небесной радостью.
Псалом 99. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 99. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 99. На струнах Псалтири
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе