Все мы хорошо знаем, как выглядит Красная площадь. Ее облик менялся в течение столетий, чтобы окончательно сложиться в 20-м веке. И всем известно, что на площади есть только один скульптурный монумент - памятник Минину и Пожарскому. Но не все знают, что около100 лет назад у него должен был появиться сосед. В 1913 году москвичи приняли решение установить на Красной площади памятник священномученику Гермогену, Патриарху Московскому. Но начавшаяся Мировая война и революция помешали осуществлению этих планов...
Начало XVII-го века. Русь вступает в полосу тяжелых испытаний. Началась Великая Смута. Власть переходит из рук в руки. Боярская дума, два самозванца-Лжедмитрия, польский король Сигизмунд, взбунтовавшиеся казаки и просто «лихие люди» – все хотят воспользоваться ситуацией. Московское царство оказывается на краю гибели.
В эти тяжелые времена православная вера все еще объединяет русских людей. Это хорошо понимают все претенденты на престол. Каждый из них хочет опереться на авторитет Церкви и заручиться поддержкой Патриарха. Ведь без церковного благословения в те времена было невозможно стать законным государем.
В самый разгар Смуты Патриархом Московским становится Казанский митрополит Гермоген. Он был хорошо известен современникам. Его деятельность проходила на землях бывшего Казанского ханства, населенных в основном иноверцами. Там Гермоген показал себя как человек высокой нравственной жизни и твердый защитник Православия. И став патриархом, Гермоген сразу дает понять: его долг - сохранение в России православной веры. По условиям того времени, это означало борьбу за сохранение православной государственности. Гермоген отказывается признать царем польского королевича, если тот не примет православие. В своей грамоте Патриарх объявляет, что на Московское царство надо выбрать государя всей русской землей, а против поляков, литовцев и самозванца – биться насмерть.
Когда поляки занимают Москву, давление на престарелого Патриарха усиливается. Святителю Гермогену уже за восемьдесят, но, как и прежде, он твердо стоит на защите православной веры. Враги подвергают его заточению в подземелье Чудова монастыря, но голос первосвятителя и оттуда слышен всей русской земле. Через верных ему людей Гермоген повсюду рассылает грамоты, в которых призывает до конца стоять за веру. В разных концах страны начинают собираться ополчения против поляков, засевших в Москве…
…Однажды в каменный подвал, где томится опальный патриарх, спускаются польский воевода Гонсевский и предавшийся полякам боярин Михаил Салтыков…
ГОНСЕВСКИЙ
Вот что, владыка! Ведомо нам, что говорил ты людям рязанским, смоленским и нижегородским не служить законному государю Владиславу Сигизмундовичу; и писал им, чтобы шли они к Москве воевать нас! Но мы на тебя не гневаемся; и ты будь благоразумен, отправь грамоту к боярам и ко всем ратным людям, чтоб пошли они от Москвы прочь...
ГЕРМОГЕН
Таких грамот ни писать, ни посылать не стану!
САЛТЫКОВ
По твоему письму пришли они к Москве! Если не напишешь, чтобы уходили - умрешь злой смертью!
ГЕРМОГЕН
Не страшны мне ваши угрозы. Одного Бога я боюсь. Если вы, польские и литовские люди, уйдете из Московского государства, тогда и я их благословляю отойти прочь. Ежели останетесь на Москве — будут они стоять против вас и умрут за православную веру!
САЛТЫКОВ
Ну что ж, видимо, не боишься ты смерти лютой. Сам выбрал свою участь.
ГЕРМОГЕН
Да будут благословенны те, кто идут на очищение Московского государства. А вы, окаянные московские изменники, будете прокляты!
…Выйдя от патриарха, его неприятели уже знают, что делать с ним дальше… Спустя короткое время, глубокий старец, заключенный в холодном подвале, скончается от голода и лишений. До освобождения Москвы и изгнания поляков остается всего несколько месяцев. А через год царем изберут молодого боярина Михаила Романова, как и призывал замученный патриарх…
…Прошло двести лет после окончания Смутного времени. Новое нашествие обрушилось на Россию. Москву заняли войска Наполеона. Захватчики не церемонились с русскими святынями. В Успенском соборе Кремля хозяйничали французские солдаты. Они взломали стоявшую там гробницу с мощами патриарха Гермогена и выбросили их. После изгнания французов останки святителя были найдены на полу храма целыми и нетленными. Они были возвращены на прежнее место в юго-западном углу Успенского Собора, где находятся и сейчас…
…Памятник Патриарху Гермогену на Красной площади так и не был установлен. Но идея увековечить его образ в скульптуре, как символ преодоления смуты и обретения единства, не исчезла. В мае 2013 года недалеко от Кремлевской стены, но уже не на Красной площади, а в Александровском саду, был установлен памятник первосвятителю-мученику. И сегодня всех, идущих от здания Манежа в Александровский сад, встречает величественная фигура священномученика Гермогена, соединившего в себе высшее церковное служение и с
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема