Все мы хорошо знаем, как выглядит Красная площадь. Ее облик менялся в течение столетий, чтобы окончательно сложиться в 20-м веке. И всем известно, что на площади есть только один скульптурный монумент - памятник Минину и Пожарскому. Но не все знают, что около100 лет назад у него должен был появиться сосед. В 1913 году москвичи приняли решение установить на Красной площади памятник священномученику Гермогену, Патриарху Московскому. Но начавшаяся Мировая война и революция помешали осуществлению этих планов...
Начало XVII-го века. Русь вступает в полосу тяжелых испытаний. Началась Великая Смута. Власть переходит из рук в руки. Боярская дума, два самозванца-Лжедмитрия, польский король Сигизмунд, взбунтовавшиеся казаки и просто «лихие люди» – все хотят воспользоваться ситуацией. Московское царство оказывается на краю гибели.
В эти тяжелые времена православная вера все еще объединяет русских людей. Это хорошо понимают все претенденты на престол. Каждый из них хочет опереться на авторитет Церкви и заручиться поддержкой Патриарха. Ведь без церковного благословения в те времена было невозможно стать законным государем.
В самый разгар Смуты Патриархом Московским становится Казанский митрополит Гермоген. Он был хорошо известен современникам. Его деятельность проходила на землях бывшего Казанского ханства, населенных в основном иноверцами. Там Гермоген показал себя как человек высокой нравственной жизни и твердый защитник Православия. И став патриархом, Гермоген сразу дает понять: его долг - сохранение в России православной веры. По условиям того времени, это означало борьбу за сохранение православной государственности. Гермоген отказывается признать царем польского королевича, если тот не примет православие. В своей грамоте Патриарх объявляет, что на Московское царство надо выбрать государя всей русской землей, а против поляков, литовцев и самозванца – биться насмерть.
Когда поляки занимают Москву, давление на престарелого Патриарха усиливается. Святителю Гермогену уже за восемьдесят, но, как и прежде, он твердо стоит на защите православной веры. Враги подвергают его заточению в подземелье Чудова монастыря, но голос первосвятителя и оттуда слышен всей русской земле. Через верных ему людей Гермоген повсюду рассылает грамоты, в которых призывает до конца стоять за веру. В разных концах страны начинают собираться ополчения против поляков, засевших в Москве…
…Однажды в каменный подвал, где томится опальный патриарх, спускаются польский воевода Гонсевский и предавшийся полякам боярин Михаил Салтыков…
ГОНСЕВСКИЙ
Вот что, владыка! Ведомо нам, что говорил ты людям рязанским, смоленским и нижегородским не служить законному государю Владиславу Сигизмундовичу; и писал им, чтобы шли они к Москве воевать нас! Но мы на тебя не гневаемся; и ты будь благоразумен, отправь грамоту к боярам и ко всем ратным людям, чтоб пошли они от Москвы прочь...
ГЕРМОГЕН
Таких грамот ни писать, ни посылать не стану!
САЛТЫКОВ
По твоему письму пришли они к Москве! Если не напишешь, чтобы уходили - умрешь злой смертью!
ГЕРМОГЕН
Не страшны мне ваши угрозы. Одного Бога я боюсь. Если вы, польские и литовские люди, уйдете из Московского государства, тогда и я их благословляю отойти прочь. Ежели останетесь на Москве — будут они стоять против вас и умрут за православную веру!
САЛТЫКОВ
Ну что ж, видимо, не боишься ты смерти лютой. Сам выбрал свою участь.
ГЕРМОГЕН
Да будут благословенны те, кто идут на очищение Московского государства. А вы, окаянные московские изменники, будете прокляты!
…Выйдя от патриарха, его неприятели уже знают, что делать с ним дальше… Спустя короткое время, глубокий старец, заключенный в холодном подвале, скончается от голода и лишений. До освобождения Москвы и изгнания поляков остается всего несколько месяцев. А через год царем изберут молодого боярина Михаила Романова, как и призывал замученный патриарх…
…Прошло двести лет после окончания Смутного времени. Новое нашествие обрушилось на Россию. Москву заняли войска Наполеона. Захватчики не церемонились с русскими святынями. В Успенском соборе Кремля хозяйничали французские солдаты. Они взломали стоявшую там гробницу с мощами патриарха Гермогена и выбросили их. После изгнания французов останки святителя были найдены на полу храма целыми и нетленными. Они были возвращены на прежнее место в юго-западном углу Успенского Собора, где находятся и сейчас…
…Памятник Патриарху Гермогену на Красной площади так и не был установлен. Но идея увековечить его образ в скульптуре, как символ преодоления смуты и обретения единства, не исчезла. В мае 2013 года недалеко от Кремлевской стены, но уже не на Красной площади, а в Александровском саду, был установлен памятник первосвятителю-мученику. И сегодня всех, идущих от здания Манежа в Александровский сад, встречает величественная фигура священномученика Гермогена, соединившего в себе высшее церковное служение и с
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»

Самарский фонд просвещения «Вера» больше 5 лет помогает колониям и осуждённым. Его команда проводит для подопечных и сотрудников учреждений духовные беседы, вместе со священниками организует для них богослужения. Также, в рамках проекта «Апрель», фонд развивает в колониях обучение иконописи и помогает запускать там вещание Радио ВЕРА.
Возможность участвовать в церковных таинствах и узнавать о традициях православной веры, знакомство с процессом написания икон — всё это побуждает осуждённых задуматься о важном, направляет их на путь перемен.
Один из подопечных Самарского фонда, Руслан, несколько лет находится в Архангельской воспитательной колонии для несовершеннолетних. Здесь парень впервые открыл для себя веру в Бога и захотел научиться жить иначе. Сегодня он ходит в местный храм, продолжает знакомство с православием и помогает священнику во время богослужений. Не так давно Руслан сам написал икону Божией Матери, как сумел. Но теперь у него будет возможность профессионально освоить иконописное мастерство и создавать святые образы уже по всем церковным правилам. Благодаря Самарскому фонду просвещения «Вера» парень присоединился к обучающей программе. Ему предоставили нужные материалы и планшет, на котором он смотрит уроки, подготовленные иконописной школой.
Руслан задумывается о том, чтобы в будущем связать жизнь с Церковью. А пока он проходит сложный путь трансформации. И на этом этапе его поддерживают в том числе программы Радио ВЕРА. Они зазвучали в Архангельской воспитательной колонии тоже с помощью Самарского фонда.
Вы можете поддержать его тюремное служение и людей в местах лишения свободы. Для этого переходите на сайт фонда просвещения «Вера», в раздел проекта «Апрель».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые ветхозаветные праведники». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о третьем сыне Адама и Евы — Сифе, о его потомке Енохе, взятом живым на Небо, а также о других праведниках, живших до потопа.
Этой беседой мы продолжаем линейку из пяти программ, посвященных началу человеческой истории, описанному в первых главах книги Бытия.
Первая беседа была посвящена грехопадению и изгнанию Адама и Евы из Рая.
Вторая беседа была посвящена жизни Адама и Евы после изгнания из Рая и их первым детям Каину и Авелю.
Третья беседа была посвящена потомкам Каина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выбор места работы». Алексей Коровин

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Алексей Коровин — финансист, экс-руководитель четырёх банков, инвестор и ментор. В разговоре он поделился своими взглядами на выбор профессии, влияние работы на человека и поиск духовного смысла в профессиональной деятельности.
Главная тема беседы — как христианину определить своё призвание и согласовать выбор профессии со своими убеждениями. Алексей вспоминает, как в начале карьеры советовался со священником о том, можно ли работать в банке. Со временем он понял, что важно осознавать, на чём строится деятельность компании: если её успех связан с чужими потерями, стоит задуматься, нужен ли тебе такой путь. Он отмечает, что работа формирует личность, поэтому важно выбирать сферу, которая не будет противоречить внутренним принципам.
Особое внимание уделили роли наставника. Алексей советует молодым специалистам не только искать подходящую компанию, но и обращать внимание на руководителя, рядом с которым будет возможность расти. Ключевой показатель здоровой корпоративной культуры — соответствие слов и поступков: если в компании заявляют одни ценности, а на деле следуют другим, это может повлиять на взгляд человека на профессию и саму жизнь.
Отдельной темой стало выгорание и потеря мотивации. Алексей сравнивает это состояние с тупиком, из которого не выбраться без движения. По его словам, кризисы случаются не из-за возраста или усталости, а из-за ощущения, что усилия больше не приносят результата. Решение — пробовать новое, пересматривать подходы и не бояться менять траекторию.
Не обошли стороной и вопрос баланса между карьерой, семьёй и духовной жизнью. Алексей предлагает не воспринимать это как жёсткую дилемму, а смотреть шире: у каждого человека есть несколько сфер жизни, которые требуют внимания. Важно следить, чтобы они не пустели, даже если в определённые периоды одна становится главной.
Эта беседа напомнила, что работа — это не только источник дохода, но и пространство, где человек может реализовывать свои ценности и приносить пользу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело