
Татьяна Любомирская
Рождество — один из самых светлых и прекрасных праздников на свете. В преддверии светлого дня люди украшают свои дома, рассказывают детям чудесные святочные истории, готовят подарки. За несколько недель до праздника на церковных богослужениях начинает звучать рождественский канон. Весь христианский мир с нетерпением предвкушает чудесное и радостное событие ‒ рождение Господа, причем это ожидание почти также приятно, как само торжество.
Я очень люблю такое рождественское настроение. С ним гораздо легче переносится холод, сырость и отсутствие солнца, что свойственно зимним месяцам в Москве. Но в этом году даже сияющие огоньки и наряженные ёлки не могли меня порадовать. Под конец года на работе навалилось столько дел, что приближение праздника казалось чем-то нереальным. И даже с наступлением государственных выходных многочисленные заботы поглощали всё мое время. Вот уже завтра Сочельник, а я совершенно не готова встречать Рождество и не чувствую эту грядущую радость. На душе муторно и тоскливо.
Но каким бы ни было моё настроение, я стала готовиться к Причастию на утренней Литургии Сочельника. И вот ранним утром я уже стояла в церкви. Вокруг было так красиво! Рождественский вертеп светился мерцающей гирляндой, на двух пушистых елях горели серебряные звезды, а центральная икона была помещена в шалашик из еловых ветвей. Многочисленные прихожане счастливо улыбались друг другу в ожидании великого праздника. А я чувствовала себя лишней из-за своих мрачных и совсем непраздничных мыслей.
После Причастия тоска немного отступила. Я вышла на улицу и с наслаждением вдохнула свежий морозный воздух. Но не успела я пройти и пары метров, как ко мне подошла какая-то женщина, спрашивая дорогу к метро.
— Вам направо, — подсказала я.
На пешеходном переходе мне встретился мужчина, который искал какой-то адрес на карте. Я помогла ему сориентироваться, и он, поблагодарив, отправился в указанном направлении.
«Как забавно, — подумала я, — за пять минут двое выбрали именно меня, чтобы узнать дорогу».
Но это было только началом. За то время, что я шла от храма до дома, четверо прохожих подошли ко мне, спрашивая, как им добраться в то или иное место. Сам по себе этот факт был достаточно обыденным, но чтобы четверо! В течение каких-то тридцати — сорока минут!
И вдруг... мое сознание пронзила неожиданная мысль. Сегодня же Рождественский Сочельник! Тот самый день, когда пастухи искали дорогу к рожденному Спасителю. Возможно, они также блуждали по незнакомой местности и искали тех, кто мог бы подсказать им путь, пока в небе не загорелась путеводная звезда. И я как будто перенеслась на две с лишним тысячи лет назад, почувствовала ту жажду путников добраться до своей цели. Это ощущение стало таким острым, что предвкушение Рождества как достижения моей собственной цели наконец-то засияло у меня в душе. Евангельские события из древней истории вдруг превратились в живую, реальную действительность.
Какими порой неожиданными средствами Господь приводит нас к правильной мысли! Случайно оброненное кем-то слово может воодушевить на подвиг, внезапно упавшая на ладонь снежинка — напомнить о фантастической красоте природы, а простая просьба подсказать дорогу вдруг оживляет в сердце евангельское повествование. Порой мы не замечаем такие детали, но в этот раз моя душа, освященная Причастием, раскрылась навстречу Святому Дню и увидела Промысел Божий в этих коротких встречах с прохожими.
«Не грусти, моя доченька, — словно говорил Господь. — Завтра день Моего рождения. И лучшим подарком для Меня в этот день станет твоя радость и всех людей на свете».
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело