Церковь в Куйбышеве во время ВОВ тоже собирала деньги на строительство самолетов.
У въезда в Самару с северо-восточной стороны, на пересечении Московского шоссе с проспектом Кирова стоит необычный памятник - самый настоящий самолет Ил-2. Не декоративная копия, а подлинная боевая машина, которая побывала в сражениях во время Великой Отечественной войны и была сбита противником. Именно такие штурмовики производили на Куйбышевском авиационном заводе №18.
Детище инженера Сергея Илюшина на протяжении всех военных лет было грозой неприятеля. Наши летчики за своеобразную форму фюзеляжа подарили самолету дружеское прозвище «горбатый», а пилоты вермахта не скупились для него на грозные имена - «мясник», «мясорубка», «чума», «черная смерть». Немало, как видно, доставил русский штурмовик неприятностей гитлеровцам.
Всего за годы войны в Куйбышеве выпустили более пятнадцати тысяч машин Ил-2. Однако когда в самом начале семидесятых годов ветераны авиационного завода решили поставить у проходной самолет военной поры, оказалось, что на предприятии не сохранилось ни одного экземпляра. Поиски долгое время оставались безуспешными – все найденные самолеты оказывались непригодными для восстановления. И вот, наконец, в болотах под Мурманском был обнаружен штурмовик, большинство частей которого чудом уцелело. По бортовому номеру удалось определить, что он был сбит фашистами в марте 1943 года. В карельских топях пришлось делать многокилометровы
Старые рабочие авиазавода, те, что трудились здесь в военные годы, по памяти собрали из деталей свой последний военный штурмовик, после чего он был установлен на скромном постаменте у входа на территорию предприятия. Однако вскоре руководители города поняли, что памятник должен быть доступен для всеобщего обозрения, ведь в создании легендарных самолетов принимали участие не только авиастроители – это был плод мобилизации всех жителей города. И тогда машина была перенесена на свое нынешнее место.
Православная церковь также внесла свою лепту в создание военных штурмовиков. Куйбышевская епархия за годы Великой Отечественной собрала больше двенадцати миллионов рублей на нужды фронта. Архиепископ Андрей Комаров внес личный вклад, достаточный для производства одного самолета. Говорят, что владыке удавалось даже освящать самолеты перед отправкой на фронт. Конечно, это может быть только легендой. Но то, что во всех церквях прихожане молились о победе – факт неоспоримый.
Памятник штурмовику Ил-2 уже давно стал визитной карточкой Самары – его видят все, кто въезжает в город со стороны Москвы.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема