
— Так, в чём дело, почему борт не отправляем? А справка на собачку есть?
— Я положил её... представляете, в... это..
— Я спрашиваю, справка на собачку есть?
— Нет.
— Без справки нельзя.
— Скажите, а я могу оставить её... Я прилечу, заберу...
— У меня здесь что, зоопарк, цирк? Отправляем борт, отправляем!
Нештатная ситуация произошла в аэропорту. Пассажир зарубежного рейса потерял ветеринарную справку, дающую право на провоз животного в самолёте. Без документа симпатичную овчарку наотрез отказались брать на борт. А пассажиру нужно лететь. Его ждут срочные дела. И он... выпускает собаку прямо на лётное поле. Лайнер разгоняется по взлётной полосе, собака со всех ног бежит следом за ним. А когда самолёт взлетает, остаётся сидеть на асфальте и тихо скулит от горя. Художественный фильм «Пальма» берёт за душу с первых же кадров. Фрагмент из него мы с вами только что услышали.
Лента вышла на экраны в 2021 году, снял её режиссёр Александр Домогаров-младший при участии японских кинематографистов. В основу фильма легли реальные события, которые произошли в московском аэропорту «Внуково» в 1974 году. Оставленная хозяином собака несколько лет ждала его возвращения, встречая каждый приземляющийся самолёт. Об этом случае писали многие советские газеты, в аэропорт мешками приходили письма от неравнодушных людей. Собака стала своеобразным символом преданности и любви. Домогаров-младший решил вернуться к трогательной и драматической истории и воплотить её на экране, по-своему переосмыслив. В результате получилось пронзительное и светлое кино, которое учит состраданию и любви. «Это добрая история для всей семьи», — так характеризует свой фильм сам режиссёр. По его собственному признанию, в картине «Пальма» ему прежде всего хотелось поработать с чувствами и эмоциями, уделить внимание внутренним переживаниям героев.
Именно поэтому в картине переплетаются две сюжетные линии — история брошенной в аэропорту собаки и мальчика Коли, сына лётчика. У мальчика умерла мама, и отец, который бросил семью ещё до рождения, ребёнка, вынужден взять его к себе. Коля впервые видит отца, а тот не может найти общий язык с мальчиком. Между ними возникает стена отчуждённости. В одном из эпизодов мы становимся свидетелями эмоционального конфликта Коли с отцом. Мальчик предъявляет ему серьёзные обвинения.
— Не трогайте меня! Вы, вообще, кто такой? Я вас не знаю. Хоть раз приезжали ко мне, навещали меня? Подарки даже не отправляли мне.
— Так, я тебе сейчас скажу одну вещь, и мы тему закроем раз и навсегда. Подарки тебе дарила мама. А я ей ежемесячно для тебя деньги пересылал.
— Это делает вас моим папой?
— Представь себе, да!
— Я всё равно с тобой жить не буду. Я ненавижу тебя.
Растает ли лёд между отцом и сыном, и какую роль в этом сыграет собака, брошенная хозяином в аэропорту, мы узнаем, посмотрев добрый и тёплый фильм «Пальма». Он снят в мягких световых тонах, действие сопровождает чудесная музыка, которую специально для картины написали композиторы из России и Японии — Иван Бурляев и Ёсикуни Дотин. Роль мальчика Коли стала дебютной для 12-летнего Леонида Басова. Однако, по словам режиссёра, Лёня вёл себя на съёмочной площадке как настоящий профессионал. Но главной звездой фильма стала, безусловно, овчарка Лили́, сыгравшая Пальму. Домогаров-младший в своих интервью не устаёт восхищаться умом и тонкой работой четвероногой актрисы.
Рассуждая о том, какое послание заложено в его фильме, режиссёр говорит, что хотел показать, как работает принцип «бумеранга добра». Люди спасают собаку, а в результате собака спасает людей. Как такое возможно? Ответ на этот вопрос найдём в замечательной семейной картине «Пальма».
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.
Псалом 66. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 66. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 66. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Большие и маленькие. Ольга Кутанина

Там, где нас любят и с тем, кто нас любит, мы как будто становимся больше, значимей. А вот среди незнакомых людей, бывает, чувствуем себя неловко, внутренне сжимаемся. Как маленькие.
Сделать это открытие помог мой ребёнок. Однажды я собирала детей на улицу. Помогала одеваться, обсуждала с ними, куда пойдём и чем займёмся на прогулке. И вдруг трехлетний сын серьёзно так говорит: «Мама, дома я большой, а на улице маленький».
— Почему же ты дома большой? — удивилась я.
— Потому что меня тут любят.
Вот это новость! Как точно! Дома его любят, дома он бесконечно дорог и знает об этом. Здесь он единственный и неповторимый, второго такого ребёнка нет и не может быть! Дома безопасно и уютно, потому он большой.
Но стоит малышу выйти на улицу, как он видит огромный мир. Много людей, много домов, много машин. Никто им особо не интересуется. И ребёнок сразу ощущает себя маленьким, незащищённым.
Я взрослый человек. Но и для меня так же: дома, среди близких и родных, я как-то больше. На работе, говорят, незаменимых людей нет. А для близких, в семье, каждый незаменим.
Так же и в общении с Небесным Отцом, когда понимаю, как Он любит меня, как дорожит своим творением, когда осознаю, что каждый человек, и я в том числе, совершенно уникален. И за каждого Господь пострадал на кресте.
Короткий диалог с сыном взбодрил меня. Напомнил о Христе. Я шла по улице, вела за руки детей, смотрела по сторонам и пыталась понять, где я большая, а где маленькая.
Вот что пришло мне на ум. Когда Бог для нас — некто далёкий, мы маленькие в этом мире. Беспомощные и уязвимые. Если же любим Бога всей душой, то становимся больше, сильнее и увереннее. Ведь с нами рядом сам Творец вселенной и мы Ему не чужие!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение