В книге об отцовстве священника и психолога Андрея Лоргуса я прочитала вот такую фразу, для многих очень болезненную: «Обиженная мама в сердцах говорит ребенку: «Папа нас не любит!». Дети запоминают такие слова и потом всю жизнь несут в сердце боль, недоверие и одиночество, не имея возможности обратиться за поддержкой к отцу.»
В этой книге я прочитала удивительные – ну лично для меня – вещи. О том, например, как важен для ребенка именно - как говорят - биологический отец. Хотя я бы сказала – родной. Тема отцовства, часто обсуждается у нас как больная тема в нашей стране. Мы обсуждаем то, что отцы часто уходят из семей. Они безответственны. Они не всегда содержат своих детей. Ну и так далее – если честно – мне не очень хочется перечислять. Ну и конечно многие дети – к великой нашей с вами скорби – вообще не видели и не знают своих отцов. А многие благодаря соответствующему настрою в семье – и знать-то в общем не хотят.
Книга отца Андрея как всегда очень и очень глубокая и простая по языку. Он, будучи опытным пастырем и прекрасным психологом, пишет о том, как важно именно для своей душевной гармонии – помириться с биологическим отцом! То есть не вот это «Не тот отец, кто родил, а тот, кто воспитал» - а именно родной отец, какой бы он ни был, очень важен для нас. Воспитавший отец – друг. Родной отец – отец. Но как это сделать? А если ты не знаешь своего папу? Так вот, священник убежден, что найти своего отца, каким бы он ни был и просто примириться с ним – крайне важно. А если отца уже нет в живых – совершенно необходимо пойти к нему на могилу и поговорить с ним. А если не знаешь где могила – у нас, христиан, есть на этот счет универсальное средство – молиться. Молиться за того, кто был твоим началом. И никуда нам не деться, от того, что мы – продолжение рода. Отец Андрей рассказывает о случаях чудесной гармонизации личности в тот момент, когда человек нашел своего отца. Нашел – и простил. Как выправлялась кривизна внутри, уходили душевные боли и проблемы.
Ведь в конечном итоге – и эта мысль самая и самая важная в книге и в нашей жизни: отношение к отцу помогает наладить отношения с нашим Самым Важным Отцом – Богом. Понять эту тайну невозможно, но Отче Наш, помоги нам найти и простить наших отцов!
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема