«Отношение к чуду христианина». Священник Михаил Словцов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Отношение к чуду христианина». Священник Михаил Словцов

* Поделиться

У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.

Накануне дня памяти святителя Николая Мирликийского мы размышляли о том, почему некоторых святых называют чудотворцами, а также стоит ли христианину просить и ждать чуда.

Ведущий: Александр Ананьев


Александр Ананьев:

— Добрый вечер, дорогие друзья. Я стараюсь — для своего собеседника поясняю — имитировать голос деда Мороза, потому что чем ближе Рождественские праздники, тем больше ощущение того, что ты дед Мороз и длиннее и белее твоя борода. Добрый вечер, дорогие друзья. Это программа «Вопросы неофита» на Радио ВЕРА. Я Александр Ананьев, хо-хо-хо. А со мной сегодня беседует клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов. Добрый вечер, отец Михаил. Здравствуйте.

Священник Михаил Словцов:

— Добрый вечер, Александр.

Александр Ананьев:

— Вы когда-нибудь были в роли деда Мороза?

Священник Михаил Словцов:

— Нет.

Александр Ананьев:

— Хотели бы?

Священник Михаил Словцов:

— Сейчас нет.

Александр Ананьев:

— Почему?

Священник Михаил Словцов:

— Не знаю. Зачем?

Александр Ананьев:

— Вот этот ваш вопрос «зачем?», такой неудобный, ты ж не знаешь, как на него ответить правильно. Зачем? Чтобы подарить детям и взрослым радость. Чтобы подарить настроение праздника. Потому что дед Мороз — это символ наступающего Нового года.

Священник Михаил Словцов:

— Ну все, несите костюм.

Александр Ананьев:

— В конце концов, дед Мороз — это еще и прообраз святителя Николая.

Священник Михаил Словцов:

— Несите костюм.

Александр Ананьев:

— Хорошо. Есть такое предположение, я недавно вывел это допущение, что дед Мороз — это придуманный большевиками образ священника, потому что там все, как у священника. Длинное облачение, борода, смешная шапка, посох, голос нарочито церковно-славянский. Здравствуйте, дети. И самое главное, ты должен еще прийти к нему и рассказать, как ты себя вел в прошлом году. Если ты себя вел в прошлом году хорошо, то он тебе дает конфеты, а если плохо, то ты сгоришь в аду.

Священник Михаил Словцов:

— Оптимистично.

Александр Ананьев:

— Да, это дед Мороз.

Священник Михаил Словцов:

— Это детская психика.

Александр Ананьев:

— Я как-то глубоко внутри против самой идеи деда Мороза, как новоявленный православный христианин, дед Мороз это зло. Хотя на самом деле, если быть совсем здравомыслящим человеком, то Бог с ним с дедом Морозом, ничего дурного в нем нет. К Снегурочке больше вопросов. Хотя говорить мы сегодня будем про другое. Сегодня 18 декабря, завтра замечательный праздник — день памяти святителя Николая. Мне хочется сегодня с моим собеседником, с отцом Михаилом, поговорить о самом святителе, но в несколько неожиданном свете. Я хочу поговорить о чуде. Во-первых, накануне Рождества мы всегда ждем какого-то чуда, еще с самого раннего детства, когда Рождество я не отмечал, а был только Новый год. Все равно это было вечное ожидание чуда. Почему чудо иногда укрепляет веру в Бога, а иногда нет? Почему говорят, что вера не может основываться на чуде? Как и зачем тогда работает святитель Николай и почему он скорая помощь, как его называют некоторые? В общем, обо всем этом и многом другом мы поговорим. А прежде вопрос вот какой. Именно на Николая, как говорят в народе, ставят елку, 19 декабря. Ставите ли елку вы на 19 декабря в день памяти святителя Николая дома?

Священник Михаил Словцов:

— Нет.

Александр Ананьев:

— Почему?

Священник Михаил Словцов:

— Некуда.

Александр Ананьев:

— А, понимаю, понимаю, понимаю. Но хотели бы?

Священник Михаил Словцов:

— Жена постоянно, каждый год уговаривает меня ставить елку. Сейчас мы надеемся, что через несколько лет у нас будет, куда поставить, и она уже, посмотрев объемы, увидев, такую елку себе вообразила в голове, что мне становится страшно.

Александр Ананьев:

— Сразу такая гостиная усадебного дома, и сбоку от рояля стоит елка до потолка высотой пять метров.

Священник Михаил Словцов:

— Ну, это вы, конечно, загнули.

Александр Ананьев:

— Так должно быть. Огромные двери со скрипом открываются, дети вбегают в залу и разбирают подарки, которые лежат под елкой. По крайней мере, в рассказах, которые я читал, всегда было именно так. Принято считать, что на 19 декабря ставить елку нормально. Хотя у меня есть вопросы. В храме, который рядом со мной, батюшка настоятель готовит елки, готовит украшения, но до Нового года ничего не ставит, и после Нового года ничего не ставит.

Священник Михаил Словцов:

— К Рождеству.

Александр Ананьев:

— А вот уже ближе к Рождеству, да, он начинает украшать храм, тщательно игнорируя любое упоминание Нового года. Любое. И вот мне хочется узнать у вас, как находите баланс вы. Вы лично и вы в храме Сергия Радонежского на Ходынском поле.

Священник Михаил Словцов:

— Насколько я помню, мы тоже ставим елки и украшаем еловыми ветками, игрушки...

Александр Ананьев:

— После Нового года.

Священник Михаил Словцов:

— Да, после Нового года. Как раз на каникулах новогодних гражданских приходят прихожане, работники храма, и мы украшаем к Рождеству. Нужно понимать, что Новый год, как праздник, является суррогатом Рождества. В советское время он был заменителем. Надо было как-то избавиться от Рождества в умах людей.

Александр Ананьев:

— Как Первомай — заменитель Пасхи.

Священник Михаил Словцов:

— Вот. И поэтому надо придумать что-то на замену. Очень удачно начало года. Вот будем праздновать с большим масштабом, с размахом Новый год, и елка от Рождества постепенно перекочевала почему-то к Новому году. Именно поэтому я не удивляюсь, когда некоторые батюшки старательно... они не хотят акценты смещать с праздника Рождества, на Новый год.

Александр Ананьев:

— Когда у человека проблемы со здоровьем, он молится святителю Луке.

Священник Михаил Словцов:

— Крымскому.

Александр Ананьев:

— Да. Или святому Пантелеимону, он тоже врач.

Священник Михаил Словцов:

— Да.

Александр Ананьев:

— Когда у человека проблемы с жильем, он молится святителю Спиридону. Когда у человека проблемы с деньгами, или по жизни, с работой или вообще что-то не складывается, любой вам скажет, что это тебе к батюшке святителю Николаю надо идти. Святитель Николай Угодник обязательно поможет. Во-первых, так ли это? А, во-вторых, почему у святителя Николая именно такая специализация в умах народных?

Священник Михаил Словцов:

— Если честно, меня очень смущает такое разделение по специализациям святых.

Александр Ананьев:

— Почему, это же нормально? Святитель Лука знает цену здоровью, знает, как сделать человека здоровым.

Священник Михаил Словцов:

— Понятно, что люди, видя, какие чудеса при жизни были у того или иного святого, обращаются в схожих проблемах именно к этому святому. Но, к сожалению, что происходит достаточно часто, это все перерастает в какое-то язычество. В том плане, что люди относятся к святым, как к определенным божкам, которые отвечают за какую-то сферу жизни. Святитель Николай, как вы сказали...

Александр Ананьев:

— Зам Бога по финансовым вопросам.

Священник Михаил Словцов:

— Да, а в моем представлении почему-то чаще ему молятся в путешествиях. Едешь куда-нибудь, надо тропарь святителю Николаю прочитать, святитель Николай, благослови поездку.

Александр Ананьев:

— Правило веры и образ кротости? Я тоже не задумывался. Я перед дорогой, у меня получается, раз в полторы недели я проезжаю триста двадцать километров, и я перед дорогой всегда «Отче наш» и «Правило веры и образ кротости».

Священник Михаил Словцов:

— У святителя Николая, если уж так говорить, специализация больше по спасению в каких-то путешествиях. О помощи в путешествиях всегда святителю Николаю молятся. В моем мироощущении, я, например, считаю, что я достаточно близок к преподобному Сергию Радонежскому, потому что в его монастыре, лавре преподобного, я и учился и воцерковился, я и к Богу там пришел. Для меня это мой родной святой. Так Господь устроил, что я сейчас в его храме служу. В любых жизненных ситуациях я: преподобный Сергий, помоги. Потому что он мне близок, мне кажется, что должно быть так. Есть святые, которые нам близки, по духу близки, к сердцу близки нашему. И не важно, кто это. Неужели, если вы будете молиться святителю Луке о том, чтобы он помог, умолил Бога по какому-то другому вопросу, кроме здоровья, он не будет о вас молиться Богу? Ведь еще очень важно понимать, что мы молимся святым, и не святые делают те или иные чудеса, а по их молитвам к Богу Господь подает благо просящим у него. Это тоже очень важно понимать.

Александр Ананьев:

— Все равно каждый раз, когда в нашей жизни случаются чудеса по молитвам святителю Николаю, мы говорим, что, слава Богу, это все он, иначе не бывает.

Священник Михаил Словцов:

— Да, слава Богу; святитель Николай, спасибо, что умолил Бога. Такие акценты более правильные.

Александр Ананьев:

— То есть чудеса не приписываются святителю Николаю?

Священник Михаил Словцов:

— Его молитвам. И, я не думаю, что кто-то из святых при жизни дерзнул бы сказать о том, что... Возьмем преподобного Сергия, который воскресил мальчика. Вы думаете, он когда-нибудь при жизни, да и посмертно сказал бы, что это он своей силой, своей властью сделал это? Нет. Он бы сказал, что это Господь сделал по молитвам меня, недостойного.

Александр Ананьев:

— Ну, я это воспринимаю немножко иначе. Это как если бы врач-стоматолог вылечил мне зуб, я бы его поблагодарил: спасибо, что вылечили мне зуб. А он говорит: знаете, нет моей заслуги в этом, это великая стоматология вас излечила и бормашина, я лишь инструмент. Это его заслуга, это он сделал.

Священник Михаил Словцов:

— Врач, безусловно, молодец, мы должны сказать врачу спасибо.

Александр Ананьев:

— Да, и то же самое святитель Николай.

Священник Михаил Словцов:

— Но врач, который обладает достаточным смирением, сказал бы, что, слава Богу, спасибо Господу, что дал мне такой талант, что я могу лечить людей, они радуются.

Александр Ананьев:

— И нет в том моей заслуги? Не правда.

Священник Михаил Словцов:

— Нет, какая-то заслуга есть в том, что человек употребляет усилия. Он использует свой талант по назначению. Но то, что он имеет талант, от кого талант у него?

Александр Ананьев:

— Безусловно, от Бога.

Священник Михаил Словцов:

— Хорошие голосовые связки, красивый голос — это талант певца или это все-таки талант?.. Он выбрал таким родиться или все-таки Господь одарил его прекрасным голосом. Он молодец, он развил этот талант, он исполняет прекрасные произведения.

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на Радио ВЕРА. Клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов. Предлагаю перейти к любимой моей теме, теме чуда. С вами случались чудеса по молитвам святым в целом, святителю Николаю в частности?

Священник Михаил Словцов:

— Со святителем Николаем не вспомню, может быть, и было. Здесь дело в том, что я достаточно поздно воцерковился, и, как вы уже слышали, воцерковился я в лавре, поэтому все мои чудеса были по молитвам преподобному Сергию.

Александр Ананьев:

— Меня чудо интересует. Вам нужны чудеса? Чудо, чудо, чудо?

Священник Михаил Словцов:

— Чтобы что?

Александр Ананьев:

— Чтобы преподобный Сергий явил вам чудо, чтобы укрепить вас в вере, чтобы утешить, чтобы помочь?

Священник Михаил Словцов:

— Когда-то они нужны, но на них не надо надеяться и требовать их.

Александр Ананьев:

— Когда и для чего?

Священник Михаил Словцов:

— А разные жизненные ситуации бывают. У меня этим летом, я считаю, произошло чудо. Хотя, когда я ехал на передачу, я думал о чудесах и понял, что чудеса субъективны. То, что можно описать простым стечением обстоятельств, в одном случае будет простым стечением обстоятельств, а в другом случае чудом. Я опишу пример, простой пример, не помню, рассказывал я его, или нет. Этим летом я ввязался в ужасную авантюру, которая называется строительство. Мне хватило смелости и безумия, чтобы начать все это делать самому. Практически отчаявшись и потеряв надежду на свой ум и свои силы...

Александр Ананьев:

— Самому буквально, лопатой и мешками с цементом?

Священник Михаил Словцов:

— Можно сказать и так. Я нанимал рабочих подсобных, кто таскает, с тачками ходят, разнорабочих. Но в основном процессом руководил я. Лето выдалось очень хорошее, дождливое ужасно. У меня выдалось несколько дней выходных, как будто три дня. Я понимаю, что надо успеть очень многое сделать за эти дни. Мы несколько дней с женой вдвоем работали. Она очень ловко уронила себе кувалду на ногу, сломала палец. Мы вечером едем в травмпункт, потому что палец не проходил, он болел.

Александр Ананьев:

— Бедная матушка.

Священник Михаил Словцов:

— Бедная, но она у меня просто чудесный человек.

Александр Ананьев:

— Вы заставили ее работать с кувалдой?

Священник Михаил Словцов:

— Нет, она перетаскивала с места на места, она выскочила из руки и упала прямо по ноге. Большой палец на ноге треснул.

Александр Ананьев:

— Ужас какой.

Священник Михаил Словцов:

— Там была трещина, перелом. Мы выходим из травмпункта в Богоспасаемом Сергиевом Посаде, стоим на крыльце травмпункта и льет дождь стеной. Я смотрю прогноз погоды и два следующих дня должен быть дождь стеной. У меня на следующие два дня очень большие планы, должны прийти рабочие, движуха вся, которая связана с землей, я все из земли выйти не мог. Я стою и говорю: Господи, можно, пожалуйста, я два дня поработаю, мне очень надо, пожалуйста. И все, мы уезжаем домой, бежим до машины, Катя, моя матушка хромает.

Александр Ананьев:

— Тучи расползаются, выглядывает солнце?

Священник Михаил Словцов:

— Нет. Утром мы просыпаемся в шесть утра, в шесть тридцать мне звонят рабочие: ну что, присылать людей? За окном ливень. Я сижу на кровати спросонья, он меня разбудил, говорю: сейчас, подожди. Быстро залезаю в интернет, смотрю — дождь. Думаю, ну нет, я же попросил у Бога, чтобы Он мне помог, Он меня не оставит. Я говорю: пусть приезжают, а там разберемся. Мы доезжаем до места, где стройка, это буквально пятнадцать минут от дачи родителей. И как только мы приезжаем, дождь заканчивается. И весь день и следующий день дождя нет. Соседка по даче говорит: я сегодня целый день смотрела карту, где показаны осадки, перед Сергеевым Посадом тучи разъезжались в разные стороны и смыкались за Сергиевым Посадом.

Александр Ананьев:

— Класс.

Священник Михаил Словцов:

— Вокруг нас постоянно было черно, и весь день нет-нет да польет. Дождь не начинался и не лил. Про чудо, про то, что я сказал. Это риторический вопрос, оно персонализировано. Это было чудо, которое я воспринял, вот это стечение погодных обстоятельств, как чудо, потому что Господь утешил меня в этот момент. Зачет оно мне нужно было? Для утешения. Для того чтобы я понял, что я сам ничего сделать не могу, что я могу только, когда я вверяюсь промыслу Божию, когда я вверяюсь Богу, когда я смиряюсь. Я два месяца там копался и ничего у меня не получалось, все из рук валилось до того момента, пока я не сказал: Господи, если Ты мне не поможешь, мне никто не поможет. До того момента — нет. Чудо здесь и как укрепление в вере, и как утешение, и как реальная помощь в моей определенной жизненной ситуации. Именно поэтому, мне кажется, чуда не надо ждать, оно само приходит, когда оно нужно человеку и когда человек на него, может быть, даже не очень надеется. Я надеялся и верил, а с людьми, которые болеют неизлечимыми болезнями. Бывает так, что они говорят, мы уже не надеялись на чудо, а оно произошло. Когда ты не требуешь, не вырываешь, не трясешь за грудки: дай мне чудо, дай.

Александр Ананьев:

— Но ведь так и делали те, кто просили чудо у Христа в Евангелии.

Священник Михаил Словцов:

— Да. Разные образы есть.

Александр Ананьев:

— И Христос не отказывал им?

Священник Михаил Словцов:

— Нет. Они дерзновение имели. Я думаю, что произошло со мной, с этим дождем, наверное, это было какое-то дерзновение. Такое, что «помоги». Но в то же время, в этом было какое-то внутреннее смирение, признание того, что ты здесь ничего сделать не можешь, это не в твоих силах. Управлять погодой не в моих силах. А очень надо. И это дерзновение со смирением... очень часто бывает, что люди дерзновенно просят, не желая смириться, и чуда не происходит.

Александр Ананьев:

— Вообще хоть как-то от человека зависит, произойдет чудо или нет?

Священник Михаил Словцов:

— Да.

Александр Ананьев:

— Вот вы сейчас сказали, что если нет смирения, а одно лишь дерзновение, то не будет никакого чуда. Как это работает вообще?

Священник Михаил Словцов:

— А это не работает.

Александр Ананьев:

— Ну как же, есть некий алгоритм, по которому...

Священник Михаил Словцов:

— В этом плане, я говорю, это не работает. Нет определенного алгоритма, нет определенной магии в чуде, что нужно выполнить определенные действия для того, чтобы произошли определенные события — это магия чистой воды. Чудо, по-хорошему, не нужно ждать, оно само происходит, когда Бог благоволит, чтобы то или иное событие произошло, вы не можете заставить Бога сделать то или иное действие.

Александр Ананьев:

— Мы можем попросить. Разве это не то же самое?

Священник Михаил Словцов:

— Попросить не равно заставить.

Александр Ананьев:

— Когда ты говоришь: мне нужно чудо. А тебе говорят: хорошо, иди и попроси. Ты же не просишь, иди и попроси. Ты идешь, просишь.

Священник Михаил Словцов:

— Чтобы совершилось чудо, в первую очередь надо попросить.

Александр Ананьев:

— Вот уже алгоритм, видите?

Священник Михаил Словцов:

— «Просите, и дастся вам», — вам же четко сказали в Евангелии.

Александр Ананьев:

— Вот и алгоритм.

Священник Михаил Словцов:

— Но это не значит, что вы попросите, и обязательно то, что вы попросите, вам дастся.

Александр Ананьев:

— Ну, если не дастся, значит, как-то не так попросил.

Священник Михаил Словцов:

— Нет. Может даться вообще другое. Ты просишь об одном, а все так происходит, что вообще по-другому, ты даже не думал, что так произойдет. И в этот момент ты можешь злиться, ножкой топать, как же так, я же просил бентли, а мне майбах.

Александр Ананьев:

— Бэнтли, майбах, Бог с ними.

Священник Михаил Словцов:

— Я к примеру.

Александр Ананьев:

— Я сразу про излечение ребенка от тяжелой болезни.

Священник Михаил Словцов:

— Это отдельная очень сложная тема, я про такие, низменные. Я просил одну работу, а мне предложили другую. Я просил одно решение и думал об одном решении своей проблемы, а оно по-другому все решается. Как же так, и ножкой топаешь и вроде недоволен. Время проходит, оказывается, то, что было дано, намного лучше, я даже представить себе не мог, что так еще лучше, чем могло бы быть, произойдет. В моменте кажется, что что-то не так. Попросил не так, далось не так.

Александр Ананьев:

— Если бы я задал вопрос вот как. Для чего Христос совершает чудеса, с какой целью? Как бы вы на него ответили? Вы любите вопрос «чтобы что». Вот чтобы что?

Священник Михаил Словцов:

— Я пытаюсь подобрать правильные слова. Первое, что мне пришло в голову, это чтобы человек перестал страдать, чтобы избавить его от страданий. Посмотрите, большинство чудес, которые Христос совершает. Возьмем даже вдову, у которой сын умер. Это же чудо не ради сына было. Это была женщина, у которой был единственный ребенок, у нее не было мужа, она была абсолютно не защищена, она всего в жизни лишилась. И Он воскрешает ее сына не ради сына, а ради этой женщины, которая была безутешна и потеряла всякую надежду, чтобы она перестала страдать. Слепые, хромые, убогие, больные. И в то же время, чтобы показать, что значит, человек человеку.

Александр Ананьев:

— Все, что делает Христос, он делает на время в Евангелии. Излечивает больного на время. От этого больной не стал бессмертным и вечно здоровым. Он воскресил Лазаря, и Лазарь не стал от этого бессмертным. В сиюминутном, ты понимаешь, что, да, всем вокруг стало легче от того, что Он это сделал. Но в глобальном смысле ничего не поменялось вот от этого конкретного чуда. И отсюда у меня вопрос, тогда зачем вместо того, чтобы сказать: друг мой, ты сейчас слепой, ты сейчас болеешь, ты сейчас страдаешь, это нормально. Главное не это, главное — это попасть в Царство Небесное одесную Господа. А здесь это все временное, все тебе на пользу. Но, тем не менее, Христос совершает это чудо. И мне интересно, для чего? Такое впечатление, что какая-то бесценная, очень сложная энергия Самого Христа тратится по пустякам. Хотя я понимаю, что пустяков там нет, и чудеса, которые совершает Христос, занимают центральное место во всем Евангелии.

Священник Михаил Словцов:

— Главное чудо, которое совершил Христос? Если мы продолжаем, то главное чудо, которое совершил Христос — это чудо Воскресения. Смерти и Воскресения.

Александр Ананьев:

— Это единственное чудо, которое навсегда? Но это не чудо.

Священник Михаил Словцов:

— Все остальные чудеса были приготовлением. А что это?

Александр Ананьев:

— Это природа, это сама природа Бога.

Священник Михаил Словцов:

— Да, но для человека-то это чудо.

Александр Ананьев:

— Для нас это не просто чудо. Чудо — это превращение воды в вино. А Воскресение — это основа веры, это даже не чудо. Давайте сейчас прервемся на минуту. У нас полезная информация, а через минуту продолжим разговор. Будем говорить о чудесах и о святителе Николае, день памяти которого мы отмечаем завтра, 19 декабря. Не переключайтесь.

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на Радио ВЕРА. Клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов. Говорим сегодня о чудесах, о том, почему они происходят, почему они не происходят? Есть ли наша вина в том, что они не происходят? Каких чудес мы ждем от святителя Николая, чем он известен и почему он «скорая помощь»? У меня жена святителя Николая называет именно скорой помощью, потому что именно он очень быстро, точно и эффективно реагирует на любые малейшие ее просьбы о помощи. Именно он. Она заблуждается или это действительно так и работает? Все тридцать минут, которые мы беседовали «до», сводились к тому, что святые, в том числе и святитель Николай, не чудотворцы. Хотя мы называем его Николай Чудотворец, да? Они не помощники напрямую, помочь может только Сам Господь. И во всем этом читается то, что она в силу неразумия женского просто заблуждается. Заблуждение ее не очень опасное, но тем не менее имеет место. Да?

Священник Михаил Словцов:

— Мне кажется, ваша жена не может заблуждаться.

Александр Ананьев:

— Ну, она считает Николая Чудотворца своим помощником и обращается е нему за помощью. Получается, что да.

Священник Михаил Словцов:

— Он отвечает на наши молитвы, как и другие святые. Мы обращаемся к ним за молитвами. Почему он называется Чудотворцем? Потому что именно по его молитвам происходят чудеса. Не по моим.

Александр Ананьев:

— Я чувствую, что наш разговор ходит по кругу, мне важно по кругу пройти несколько раз, чтобы ответить себе на какой-то вопрос. Я часто видел, и мне это очень нравилось, на Западе в первую очередь, в христианских храмах там, икона какая-то чтимая, я думаю, что у нас тоже есть это, но там висят такие таблички жестяные с изображением сердца, ребеночка, ноги. Именно вот эта икона именно вот этого святого помогла исцелить вот это, вот это, деньги принесла, работу, еще что-то. Вот там эти таблички висят. У нас это украшения.

Священник Михаил Словцов:

— Жертвуют, да.

Александр Ананьев:

— Жертвуют украшения именно на эту икону.

Священник Михаил Словцов:

— Да.

Александр Ананьев:

— Кстати, в храме Сергия Радонежского такое практикуется?

Священник Михаил Словцов:

— Да, у нас есть икона Богородицы Оранта, она увешана колечками, цепочками. Тут надо тоже не впасть в крайность, говоря о том, что именно вот эта икона чудотворит.

Александр Ананьев:

— Ну, так-то и происходит. На других иконах-то нет колечек.

Священник Михаил Словцов:

— Нет. Именно перед этой иконой люди молились и получили ответ на свои моления. В идола не нужно просто превращать. Не надо относиться к иконе, как к самодостаточной вещи. Ее, как и святых, их чудотворные действия, чудеса, которые происходят перед ними, молитвы, которые поизносятся перед ними, услышаны Богом не потому, что какая-то особенная доска или какие-то особенные краски. А потому, что Бог в определенный момент по вере людей, которые молились, которые просили, исполнил их чаяния. Так же как и святителя Николая Чудотворцем называем потому, что молитвы к нему, когда мы просим его о чем-то, о помощи, исполняются. Но механизм действия — как вы любите, все на механизмы — иной, не он творит чудо, а по его молитвам происходит чудо. А он, видимо, как-то так умеет молиться, как мы не умеем молиться, что Господь его слышит и его просьбы выполняет для нас, для вашей Аллочки, горячо любимой.

Александр Ананьев:

— Вы правильные слова говорите, отец Михаил. Но, тем не менее, если к вам в храме Сергия Радонежского подойдет барышня и скажет: я хочу, чтобы вот это колье было в этой иконе, потому что мне очень сильно помогла эта икона в излечении. Вы же не откажете ей в этом?

Священник Михаил Словцов:

— Нет, не откажу. Я скажу: только не вот эта икона, а Пресвятая Богородица.

Александр Ананьев:

— Но разместите это колье именно в этой иконе?

Священник Михаил Словцов:

— Да. Потому что я молилась перед этой иконой. Как мне кажется, мои молитвы именно перед этой иконой были услышаны.

Александр Ананьев:

— У меня есть знакомый, я знаю его, даже не знакомый. Мужик потерял взрослую дочь, умерла в зрелом возрасте уже. И когда она болела, она болела довольно долго, он отчаянно молился, ходил в церковь, молился о ее излечении. Конечно же, и к врачам они ездили, и деньги собирали, но не спасли, девочка все равно умерла. Поскольку чуда излечения не случилось, он сам признается, что он охладел к вере, потому что его не услышали. И в принципе, его понять можно. Ведь нам же говорится, если тебе нужна помощь, нужно чудо, иди и попроси. Ты идешь, просишь. Тебе не дают. И ты понимаешь, что оно сломалось, оно не работает. Это логика мне понятна. И так же понятно, что она не правильна. А где правильная логика, мне не совсем понятно. Теоретически вы можете сказать, что, да, она умерла, так было надо, в этом Промысл Бога — не работает, вообще не работает, никому не надо, чтобы кто-то умер. Пришло ее время — вообще мимо, девочка молодая. Не правильно просил, плохо верил или не правильно верил, не с той стороны или не у той иконы молился — тоже какая-то ерунда. Где сбой в логике?

Священник Михаил Словцов:

— Я именно поэтому не хотел затрагивать такие сложные темы.

Александр Ананьев:

— Она важная, она связана с чудом.

Священник Михаил Словцов:

— Она очень важная. Проблема в нашей ограниченности. Мы сейчас в моменте не можем точно сказать и объяснить, почему происходят те или иные события в нашей жизни, подчас очень плохие события, ужасные события. Почему умирают дети, почему болеют дети, почему какие-то неурядицы происходят в жизни?

Александр Ананьев:

— Как вы мягко назвали все, что происходит в жизни, неурядицами.

Священник Михаил Словцов:

— Есть же что-то, что мы планируем, и оно как бы в ряд становится.

Александр Ананьев:

— То, что мы планируем: а есть новости в твоем телеграм канале?

Священник Михаил Словцов:

— Лучше не читать, плохо станет, недалеко до невроза. Часто, если мы посмотрим на свою жизнь в ретроспективе, то, что казалось ужасом...

Александр Ананьев:

— Оно ужасом и останется.

Священник Михаил Словцов:

— ...какой-то непоправимой ошибкой и несправедливостью, десять, пятнадцать, двадцать лет назад, может быть, тридцать, сорок лет назад, со временем, уже даже в этой жизни мы видим, почему, зачем оно мне нужно было пережить что-то , испытать где-то боль, где-то разочарование.

Александр Ананьев:

— Да ну нет. Боль утихнет, боль от потери может утихнуть. И она рано или поздно утихнет, Господь залечит эту рану или они просто затянутся. Но у тебя никогда не будет ответа на вопрос, он не появится, почему Господь забрал моего ребенка. Никогда не появится.

Священник Михаил Словцов:

— Когда умрете, будет ответ.

Александр Ананьев:

— Когда умрем, ну да, наверное.

Священник Михаил Словцов:

— К этому и идем.

Александр Ананьев:

— Или нет, Бог не желает смерти никому живому и страданий не желает.

Священник Михаил Словцов:

— Мы сами в этот мир приносим и боль, и страдание, и смерть. Сами принесли.

Александр Ананьев:

— Мы умрем и увидим Господа, который плачет по поводу всех умерших, говорит: Мне тоже так же больно, как и вам. Так о каком чуде мы тогда говорим, если это не работает?

Священник Михаил Словцов:

— Что не работает?

Александр Ананьев:

— Я про этого своего знакомого. Он просил о чуде, чуда не случилось. Что такое чудо в таком случае? Я внутренне жду о вас вот какого ответа. Александр, чудес вообще не бывает. То, что мы называем чудом, это мы называем чудом. Чудес нет. Есть просто стечение обстоятельств удачных, как нам кажется, или Промысл Божий, который приятный, мы говорим: о, это чудо. А есть неудачный, мы говорим: о, это мрак какой-то. А чудо придумал человек, потому что человеку нравится все называть какими-то названиями. Чудес нет. И более того. Мы говорим: чудо, чудо, чудо, чудо. Я сегодня проснулся, декабрьским утром. Я проснулся здоровым относительно, не обнаружил у себя тяжелой болезни, дом не сгорел, жена сварила кофе. Да, я не отношусь к этому, как к чуду. Да, нормально, сейчас на работу поеду. И поехал на работу. А ведь на самом деле Господь совершил фантастическое чудо. Этой ночью дом мог взорваться от утечки газа, вот реально мог, Господь уберег, не позволил дому взорваться. И это чудо. Если бы он взорвался, я бы тогда просил: Господи, сделай чудо, сделай так, чтобы дом не взорвался. Господь вздохнул, говорит: ладно, сейчас сделаю. И Он сделал так, что дом не взорвался. Он мог сделать так, что я проснулся, а у меня явные симптомы неизлечимой болезни, и я бы тогда просил: Господи, сделай чудо, чтобы я не заболел. А Он сделал, я проснулся здоровым. И я как-то внутренне ожидаю от вас, что вы скажете: Александр, да нет никаких чудес, забудьте о них. Чудо — это каждое мгновение, чуждо — это все, что вы видите, это чудо. Просто вы не понимаете этого в силу своего скудоумия, Александр. Но чудес нет.

Священник Михаил Словцов:

— Я просто не хотел вас обижать.

Александр Ананьев:

— Я за вас сказал?

Священник Михаил Словцов:

— Нет, не совсем. Мы сейчас смешиваем все в одну кучу. Изначально мы начали говорить про чудеса, как я уже сказал в начале, что чудо субъективно. Это какое-то из ряда вон выходящее событие, которое человек воспринял именно так. Тот же дождь, который не пошел, это просто природное явление, которое в определенный момент жизни для определенного человека было так необходимо, что он увидел в этом попечение Бога о себе. А бывает, что такого не происходит, и здесь человеку нужно просто пострадать.

Александр Ананьев:

— В смысле, нужно пострадать? Это по воле Бога или как?

Священник Михаил Словцов:

— Почувствовать боль.

Александр Ананьев:

— Надо? Ему самому хочется или это?..

Священник Михаил Словцов:

— Если вы не будете чувствовать боль, вы очень быстро превратитесь в бесчувственное чудовище. Боль отчасти делает вас человеком.

Александр Ананьев:

— Боль делает нас животным.

Священник Михаил Словцов:

— Нет. Настоящая человеческая боль делает вас человеком. Боль не от того, что вы себе руку ковыряете ножиком, а боль от того, что кому-то плохо, то есть которая связана с другим человеком, во взаимосвязи с другим человеком.

Александр Ананьев:

— Ну, это симпатия, скорее, а не боль. Физическая боль...

Священник Михаил Словцов:

— Она может быть физической, бывает так больно за другого человека, что тебе физически плохо.

Александр Ананьев:

— Разве что за другого. Я много раз видел и слышал о том, что человек в состоянии этого шока теряет человеческий облик, у него обезумевшие глаза и повадки животного, который в панике, он не думает ничего, там нет ни единого отражения Божьего во всем этом. Поэтому мне удивительно слышать, что боль нужна человеку, чтобы очеловечиться.

Священник Михаил Словцов:

— Я говорил именно про боль...

Александр Ананьев:

— Душевную.

Священник Михаил Словцов:

— Да, можно сказать душевная, но боль чужого человека. Мы же говорим про страдания, которые испытывают другие люди. Когда ты молишься за них, ты берешь часть их поля на себя. Я про эту боль говорил.

Александр Ананьев:

— Священник Михаил Словцов, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Я Александр Ананьев пытаюсь разобраться в том, что такое чудеса, есть ли вообще чудо и как ко всему этому относиться, особенно если тебе очень надо чудо, а чуда в твоей жизни не происходит. Давайте резюмируем все-таки с чудесами. Чудо существует или нет?

Священник Михаил Словцов:

— В общем плане вся наша жизнь одно большое чудо. В частном плане есть события в нашей жизни, которые...

Александр Ананьев:

— Мы иначе как чудо объяснить не можем.

Священник Михаил Словцов:

— Да, они выбиваются из привычной парадигмы нашей жизни, и мы сами для себя можем определить их чудом. Когда Моисей с народом из Египта вышел, и они подошли к Чермному морю, подул сильный ветер, разогнал волны, и они прошли, как по сухому, это Чермное море. Ученые пытаются объяснить и могут это объяснить научными особенностями климата и даже описывают, что определенный ветер. Но чудо состоит не в том, что ветерочек подул и осушил в мелком месте Чермное море. А в том, что определенный народ, возглавляемый определенным человеком, в определенный исторический момент, в определенный день оказался там. И за этим народом гнались враги, и дал по сухому перейти море. Чудо? Чудо. Вот такие чудеса бывают.

Александр Ананьев:

— У меня в ленте, наткнулся сегодня с утра, есть человек, у которого задолженность по коммунальным платежам что-то в районе ста двадцати тысяч. Человек живет где-то в регионе, причем, в какой-то деревне, там беда-беда и денег нет. Он просит о чуде. Я сейчас обращаюсь к вам дать ему совет, как сделать так, чтобы чудо случилось, и его проблема была решена с Божьей помощью. Может быть, какому святому молиться, может быть, есть какая-то икона, может быть, есть что-то, что он может сделать? Не может же быть такого, что сделать ничего нельзя и надо просто ничего не делать. Что делать ему, вот этому конкретному человеку? Настоящий человек, я его видел. Поговорим отдельно, что со всем этим делать, что я могу с этим сделать. Мне интересно, что вы скажете ему.

Священник Михаил Словцов:

— Я бы сказал о том, что ему нужно молиться о том, чтобы его ситуация разрешилась. Молиться он может тому, кому он хочет, с кем сродность чувствует. Это может быть Господь, это может быть Божия Матерь, это может быть святитель Николай или мученик Трифон.

Александр Ананьев:

— Есть молитвы о разрешении финансовых проблем, я знаю. Посоветуете что-нибудь?

Священник Михаил Словцов:

— Люди могут молиться так, как они считают нужным о своих личных нуждах.

Александр Ананьев:

— 98% не знают, как молиться, как они считают нужным молиться.

Священник Михаил Словцов:

— Они своими словами могут сказать? Можно открыть молитвослов, найти там молитву о том, о сем, о третьем. Хорошо, это прекрасно. Но день внимательно почитаешь эту молитву, второй день внимательно почитаешь эту молитву, день на десятый-двадцатый ты будешь ее как повинность исполнять и очень мало сердца прилагать к этому. Чтобы такого не было, можно просто своими словами просить у Бога. Как в начале передачи я рассказывал про свой опыт. Я просто стоял и как ребенок, который у отца просит конфетку.

Александр Ананьев:

— Вы особая статья, вы священник.

Священник Михаил Словцов:

— Нет. Мы все перед Богом равны.

Александр Ананьев:

— Мужчины ровнее, чем женщины.

Священник Михаил Словцов:

— Это вас предыдущая программа задела.

Александр Ананьев:

— Да, наша предыдущая встреча.

Священник Михаил Словцов:

— Но помимо этого, я бы ему сказал, что нужно найти работу. Если у него есть работа, то нужно постараться найти еще возможность подзаработать денег, чтобы расстаться со своим долгом. Может быть, где-то занять денег. Все зависит от ситуации, нужно с человеком разговаривать и посоветовать, как выйти из этой ситуации. Но нельзя просить у Бога о чуде и ничего не делать для того, чтобы обстоятельства нашей жизни сложились так, чтобы это чудо могло произойти.

Александр Ананьев:

— Где-то слышал, а, мне жена наговорила опять же, я что-то о ней часто вспоминаю. Она говорит, молиться надо не о том, чтобы Господь принес тебе кошель к порогу. Ведь святитель Николай так и делал. Почему молимся святителю Николаю? Потому что он под покровом ночи бросал мешочки с деньгами тем людям, которым они очень были нужны, чтобы дочерей спасти, еще что-то.

Священник Михаил Словцов:

— Больше того, он, как вор, залезал в дом.

Александр Ананьев:

— Да, да. В носки деньги складывал, конфеты складывал. Молиться надо не об этом, молиться надо буквально о следующем. Господи, укажи мне, что мне сделать, просто укажи, открой мне тот путь, по которому мне надо пойти, чтобы решить эти свои проблемы, и я сделаю. Просто покажи мне, возьми меня за руку и проведи меня туда. А не положи мне деньги перед порогом, так не работает. Работает только тогда, когда ты сам идешь, делаешь, а Господь тебе показывает, куда идти и что делать.

Священник Михаил Словцов:

— Потому что Господь дает нам возможности. И в этом, может быть, есть ответ на тот вопрос, почему не происходит чудес, когда люди болеют неизлечимыми болезнями, они происходят очень редко. Но в то же время часто мы слышим такие истории, когда люди выздоравливают. Чаще всего Господь не нарушает естественный ход событий, а создает такие условия, предоставляет нам такие возможности, в которых человек может проявить себя. Понимаете, о чем я говорю?

Александр Ананьев:

— Понимаю, но я сейчас задумался немножко о другом и понял, что это опровергает все, о чем мы с вами говорили. Давайте представим, что есть какой-то прекрасный остров на севере России. На этом прекрасном острове есть прекрасная избушка. В прекрасной избушке живет прекрасный старец, духоносный чудотворец. Я знаю, что так оно и есть. Туда приплывают на лодках люди, ищущие помощи и ждущие чуда. Они обращаются к этому старцу, приносят ему какие-то дары, рассказывают ему о своих страданиях, и по молитвам этого старца происходят чудеса. С гораздо большей вероятностью, в космос большей вероятностью, чем, если бы мы с вами вдвоем молились за этого человека. Это ведь так?

Священник Михаил Словцов:

— Бывает.

Александр Ананьев:

— Не-не-не-не. Это ведь так.

Священник Михаил Словцов:

— Это так, бывают такие люди.

Александр Ананьев:

— Есть профессионалы в чудесах.

Священник Михаил Словцов:

— Они не профессионалы в чудесах.

Александр Ананьев:

— Но к ним обращаются.

Священник Михаил Словцов:

— Мы с вами где-то там, в песочнице копаемся и в духовной жизни совершенно не преуспеваем. Почему мы к святым обращаемся? Потому что люди, которые приблизились к Богу настолько, что стали Его друзьями. Мы пока не стали. Поэтому мы пока где-то там, далеко. Достучаться до Небес, грубо говоря, нам сложнее, но возможно.

Александр Ананьев:

— То же самое наша чтимая Матрона Московская, собственно, этим и занималась, она помогала людям, которые к ней приходили. Несмотря на то, что сама испытывала разные страдания, но к ней приходили с проблемами и уходили с решенными проблемами. Получается, она профессионал в чуде.

Священник Михаил Словцов:

— Это очень пошло.

Александр Ананьев:

— Не знаю. Я несколько утрирую, сгущаю краски, чтобы было понятно. Раз есть такие профессионалы...

Священник Михаил Словцов:

— Я бы не советовал вообще людям искать чудес. Это очень скользкая дорожка. Пока есть чудеса, и пока они совершаются, у тебя вроде бы все хорошо, и у тебя с Богом, как тебе кажется, очень крепкие, здоровые отношения.

Александр Ананьев:

— Вообще никаких чудес, никогда не искать?

Священник Михаил Словцов:

— Да.

Александр Ананьев:

— Не просить о чуде? Вы же сами просили?

Священник Михаил Словцов:

— Просить о насущном. Есть что-то, «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Помоги, пожалуйста, есть ситуация, мы просим. Но не искать чуда. Матушка моя, мама, к батюшке одному пришла, была сложная ситуация в семье, папа не мог найти долго работу. Она к батюшке пришла, батюшка духовный, хороший. Плачет, говорит, не можем найти работу. — А кем работает? А какая зарплата нужна? — Столько. Давай помолимся, может, Господь что-нибудь и придумает. На следующий день ему звонят, предлагают работу на те деньги, которые говорили, по той специальности, по которой говорили. То есть работа нашлась. И он до сих пор, лет пятнадцать в этом месте работает. Это чудо? Да, наверное. Потому что оно нужно было всем, оно бывает, но его не искали.

Александр Ананьев:

— Вы так рассказали, как будто священник знал, он же людей знает, он ему помог.

Священник Михаил Словцов:

— Нет, я свидетелем был при этом, я знаю, что не было.

Александр Ананьев:

— Не было такого.

Священник Михаил Словцов:

— Люди откуда-то пришли.

Александр Ананьев:

— Те священники, которых я знаю, способны помочь в таких вопросах, они реально помогают.

Священник Михаил Словцов:

— Вы в плане помочь, подсказать?

Александр Ананьев:

— У него просто круг общения, он может подсказать, там у того мужика, возьми на работу вот этого, хороший парень.

Священник Михаил Словцов:

— И это тоже может быть чудом, ничего сверхъестественного, но чудо. А здесь вот так. Никто не думал, что он придет, мама не думала, когда она приходила к батюшке, что я сейчас поплачу, я попрошу, он помолится, и все разрешится. Нет, она просто пришла со своей болью.

Александр Ананьев:

— Понятно. Отец Михаил, чтобы закольцевать беседу. Святитель Николай и дед Мороз — это одно и то же? Имеет ли наш дед Мороз, который приходит к нашим детям, отношение к святителю Николаю?

Священник Михаил Словцов:

— Может быть, где-то в истоках он и имел отношение, и образ деда Мороза был каким-то образом списан со святителя Николая.

Александр Ананьев:

— Деда Мороза же не было до начала 20-го века?

Священник Михаил Словцов:

— Ну, Санта Клауса. Это все культурные наслоения, которые в западной культуре по одному называются, в нашей культуре по-другому, возьмем в общем, где-то в основании, в истоках может быть. Но все-таки святитель Николай несравнимо больше, чем дед Мороз, который просто приносит подарки.

Александр Ананьев:

— Купленные родителями.

Священник Михаил Словцов:

— Поздравляет детей с Рождеством или с Новым годом, тоже в зависимости от культуры.

Александр Ананьев:

— На Рождество, кстати, к нам дед Мороз не приходит.

Священник Михаил Словцов:

— А на Западе, насколько я знаю, как раз на Рождество поздравляет.

Александр Ананьев:

— Конечно. А Новый год там — это с друзьями выпить в баре. А Рождество это семейный праздник, где Санта Клаус и все пироги, олени и хо-хо-хо и все такое.

Священник Михаил Словцов:

— Может быть, как типаж, он был взят, и может быть, даже по началу он и имел это значение. А сейчас есть традиция современная прекрасная, на святителя Николая, завтра, вы можете подбрасывать подарочки своим дорогим друзьям, как святитель Николай.

Александр Ананьев:

— Рано.

Священник Михаил Словцов:

— Нет, как раз на святителя Николая, сейчас я замечаю, уже не один год воцерковленные девчата, мальчишки друг другу подарочки небольшие.

Александр Ананьев:

— Дарят. В носках?

Священник Михаил Словцов:

— Это от святителя Николая. Тайно, как он подбрасывал монеты в дом отца, который хотел на неприличные дела отдать девочек своих, деньги подбрасывал, приданное. Так же люди сейчас радуют своих близких, тайно подкидывая какие-то маленькие подарочки. Поэтому завтра Алле обязательно надо что-нибудь подкинуть в носочек.

Александр Ананьев:

— Ну, подкинем, подкинем. Голь на выдумки хитра, как говорится. Спасибо вам большое и счастливых Рождественских праздников вам и вашей семье, дорогой отец Михаил. Завтра елку надо поставить.

Священник Михаил Словцов:

— Спасибо.

Александр Ананьев:

— Вашей матушке, кстати, можно мое ноу-хау передать. В отсутствие пространства, коим мы тоже порой страдаем, роль елки исполняет суккулент по имени Эдуард, у нас есть такой, мы его украшаем, реально как елка, покажу фотографию позже. Клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов отвечал сегодня на вопросы неофита. Я Александр Ананьев. Прощаюсь на неделю. Пока.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем