У нас в гостях был настоятель храма святителя Василия Великого в Осиновой Роще в Санкт-Петербурге, музыкант, автор-исполнитель священник Анатолий Першин.
Мы говорили о необычном и сложном пути нашего гостя от рок-музыканта до священника, о промысле Божием в его жизни, и конечно послушали песни в живом исполнении.
«Светлый вечер»
04.05.2018
В гостях — священник Анатолий Першин
Ведущий Алексей Пичугин
А. Пичугин
— «Светлый вечер» на Светлом радио, дорогие слушатели. Здравствуйте. Меня зовут Алексей Пичугин. Здесь, в этой студии вместе с нами и с Вами этот «Светлый вечер», ближайший час проведет священник Анатолий Першин, настоятель храма Святителя Василия Великого в Осиновой Роще в Санкт-Петербурге. Отец Анатолий известен также как и автор-исполнитель собственных песен, которые мы сегодня, думаю, надеюсь очень, будем слушать в живом — живом! — исполнении. Собственно, отец Анатолий вот передо мной сидит с гитарой здесь. В подряснике, с крестом и с гитарой. Здравствуйте.
А. Першин
— Христос Воскресе!
А. Пичугин
— Воистину Воскресе! Я так вкратце Вас представил, но, на самом деле, путь Ваш жизненный гораздо шире, и начиналось все в Тверской области. Петербург, разные этапы. И поэтому, наверное... Вы у нас первый раз, поэтому я думаю, что мы пойдем по порядку. Я бы попросил Вас, наверное, начать нашу с Вами беседу с рассказа о том, как все в Вашей жизни складывалось. Как Вы... Как шел Ваш жизненный путь, почему, в итоге, Вы стали священником, хотя прошли, я так понимаю, через очень многое.
А. Першин
— Ну, я, в силу того, что сейчас, в последние годы, и часто выступаю, и в силу того, что и в средствах массовой информации, и на телеканале, на радио, мне такие вопросы...
А. Пичугин
— ...задают.
А. Першин
— ...да, часто задают.
А. Пичугин
— Ну, я же говорю — Вы у нас первый раз, поэтому...
А. Першин
— У меня отработан некий такой...
А. Пичугин
— ...шаблон?
А. Першин
— ...шаблон, да. Но я попытаюсь... Я такой человек — я стараюсь шаблоны ломать. Я родился в деревне Выползово — это на трассе Москва — Петербург.
А. Пичугин
— А запоминаешь название — когда в Питер едешь на машине, все время через Выползово проезжаешь.
А. Першин
— Екатерина Вторая там застряла и выползла.
А. Пичугин
— И выползла?
А. Першин
— Да, еле выползла. В свое время там был тракт, по которому и Александр Сергеевич, и Радищев...
А. Пичугин
— Радищев еще...
А. Першин
— Да, да, все ездили... И там был ямок. То есть там меняли лошадей. А впоследствии там воинская часть была, завод военный. И вокруг него деревня выросла. И в этой воинской части я... Школа, я там образование получил. Очень хорошее образование среднее. Я родился, можно сказать, в библиотеке. У меня мать была сельским библиотекарем. И я свои первые азы осваивал, потому что я не ходил в садик, я с ней был в библиотеке — сидел, учился читать и все время был окружен книгами. Я был любознательным мальчиком. Видимо, такой Господь мне давал уже дар — какое-то собственное мировоззрение уже у меня начало формироваться. Даже когда я учился в школе, меня тянуло к определенным гуманитарным видам. Ну, в общем, я родился гуманитарием.
А. Пичугин
— Но это еще и были 60-е годы на дворе, когда... Я не знаю, как Выползово, но, в общем, это Центральная Россия, тем более, что это ближе к Москве, но между Москвой и Петербургом...
А. Першин
— Ровно между Москвой и Петербургом.
А. Пичугин
— Ровно, да?
А. Першин
— Бологое...
А. Пичугин
— Да. Уже... Ну как — уже? Как раз и проникает все то, что потом, в 70 — 80-е, активно разрасталось. Первые пластинки откуда-то, непонятно откуда...
А. Першин
— Это я уже в подростковом возрасте.
А. Пичугин
— Но это позже было.
А. Першин
— Да. А вначале был Советский Союз — такой глухой... Только, единственное, бабушки, которые жили на нашей улице, у них у всех были иконы. Я их видел.
А. Пичугин
— Это Вы тоже запомнили?
А. Першин
— Я это очень сильно запомнил. И я помню, как я искал Бога. Мне сообщили, что Он есть, и я начал искать в облаках, заглядывал в родники, в болоте. Я думал: какой Он? У меня воображение очень богатое. И... Но я Его...
А. Пичугин
— Находили Его там?
А. Першин
— Я видел на иконах изображение — я думал, что это где-то в природе есть отображение. И у нас неподалеку был родник Параскевы Пятницы...
А. Пичугин
— А почему-то многие родники в честь Параскевы Пятницы названы.
А. Першин
— А это бабья святая, можно сказать. И она глаза исцеляет, по народному такому поверью. В общем, есть свидетельство того, что в этих родниках... У людей с глазами проблемы, очков не было — они и ходили на родник, молились, и Параскева Пятница помогала им в исцелении глаз. Но у меня произошло знаете что? Очень интересно. Я поехал на такой родник, который неподалеку мы с мальчишками обнаружили. Там бросали копеечки на праздник. Бабушки ходили — церквей-то не было, и они все это украшали рушниками, иконы туда приносили. Ну, для нас это было просто... Это совсем что-то другое, по сравнению с тем миром, который нас окружал. Мы же в пионерских галстуках были.
А. Пичугин
— Вы помните, у Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»? Вот 60-е годы... Но Вы, наверное, еще и с детства это помните, а я, например, могу посмотреть это как свидетельство эпохи. Недаром фильм на полке 20 лет пролежал, больше. Когда бабушки такие — ну, даже не только бабушки, наверное, женщины совсем нестарые, лет 40-50 выходят на поле. 60-е годы — они крестятся, садятся за стол, икона висит. И камера все фиксирует.
А. Першин
— Ну, в общем, где-то так это было очень похожим. Они там собирались, потому что храмы запрещали. Они в лесу собирались, около родника. И я понимаю так, что у них были молебные дома какие-то, которые они скрывали. Ну, они тут из разных деревень собирались и там молились. На религиозные праздники — и на Троицу... А мы, мальчишки, нас было несколько человек, туда ездили. Даже не скрою, что мы там копеечки доставали, из этого родника — там сруб был — на какие-то свои мальчишеские нужды. Но меня поразил один эпизод из моей детской жизни. Вы знаете, однажды я один приехал на велосипеде туда, и наклонился над родником, и омыл себе лицо по дороге. И у меня... что-то со мной произошло в этот момент. То есть мне предстала передом мной вся моя жизнь будущая.
А. Пичугин
— Вы это помните?
А. Першин
— В одну секунду. Я не помню — я помню ощущение, что я ее увидел, собственную жизнь, и самого себя — в каком-то совершенно другом духовном измерении.
А. Пичугин
— А сколько Вам лет было, еще раз?
А. Першин
— Ну, я думаю, лет 12-13 было. Вот это был переходный период. И я даже стихотворение написал. Я начал там писать стихотворения, на этом роднике. Я ездил туда, садился, хоть там и комары были. Я садился, брал блокнотики... Откуда деревенский мальчик, который совершенно... стал писать стихи? Никто меня не заставлял. Я даже... у меня не было примера такого. Я уже сам это делал — не знаю, почему.
Я с детства приравнял к святому —
И к матери, и к солнцу —
Прозрачное оконце —
Родник недалеко от дома.
Вселилась в сердце радость. Жадно
Губами свежесть леса пью.
Губам реальное суждение
Придал твой холод на мгновенье,
Чтоб я представил жизнь свою.
Это отрывки какие-то моих стихов. Я просто сейчас... Что-то у меня сейчас из памяти всплыло, и я увидел свою жизнь. И вот... И с этого момента я стал писать стихи, взял гитару. То есть с родника началось мое творчество.
А. Пичугин
— Получается, у Вас это началось вот с такой встречи и с родника? Не с того, что Вы где-то услышали, не с того, что Вам понравилось — ну, как часто люди это объясняют, которые много лет на сцене...
А. Першин
— Нет, я слышал тогда только песни военных лет, то, что вот на пластинках...
А. Пичугин
— Но они вряд ли могли подвигнуть человека взять гитару. Ну потому что это совершенно другой формат, извините за слово.
А. Першин
— Меня подвигли взять гитару москвичи, на самом деле. Потому что на нашей улице приезжали летом дети, внуки наших бабушек, которые разъехались по городам. И на лето они приезжали сюда. И кто-то приехал с гитарой. Я впервые услышал песни на стихи Марины Цветаевой. Для меня это было просто шоком. То есть я не мог представлять — я просто вцепился в этого человека: «Научи меня!». Гитару — я ее не видел, вообще не видел гитару. И я стал подбирать первые аккорды, гитара появилась у меня...
А. Пичугин
— Семиструнная?
А. Першин
— Шести.
А. Пичугин
— Шести?
А. Першин
— Да.
А. Пичугин
— И у нас, в общем, время песни сейчас.
А. Першин
— Я спою сейчас песню — я с нее начинаю сейчас передачи, и она... под заглавием этой песни, под ее звуками сейчас проходит моя жизнь. Меня и просят ее часто исполнять. Но специально для слушателей радио «Вера» я исполню свою песню «Как хочется чистоты». Даже выпустил сборник стихов с этим же названием — «Как хочется чистоты».
(Звучит песня А. Першина «Как хочется чистоты».)
А. Пичугин
— Напомню, дорогие слушатели, что в гостях у Светлого радио сегодня священник Анатолий Першин, настоятель храма Святителя Василия Великого в Осиновой Роще в Петербурге, автор-исполнитель своих песен. И я сейчас процитирую одну публикацию на сайте Вашего храма: «В 1980-е годы Анатолий Першин был известным музыкантом, его рок-группа выступала в финале популярного в СССР музыкального ринга. Приглашали даже в Штаты на гастроли. Но в одночасье все переменилось: гитара музыканта отправилась за океан без хозяина и была выставлена в Нью-Йоркском музее рок-н-ролла, а сам Анатолий уехал на Север». Ну, до того момента, как гитара отправилась за океан, я думаю, доберемся. Но я так понимаю, что Ваша жизнь довольно круто изменилась и Вы попали в Ленинград в какой-то момент.
А. Першин
— Я учился в музыкальном училище в Твери.
А. Пичугин
— В Твери?
А. Першин
— Да, по классу гитары. У меня всегда было собственное творчество. Но мне нужно было образование, мне нужны были приемы игры, я все время хотел что-то выразить, а это очень сильно мне помогало. Конечно, там в те времена еще это было эстрадное отделение — одно из первых эстрадных отделений у нас в Советском Союзе. И еще не было такой педагогики.
А. Пичугин
— Это конец 70-х? Вторая половина?
А. Першин
— Да, да. В 1975 году я поступил в музыкальное училище.
А. Пичугин
— Кто учил тогда?
А. Першин
— Там учили люди, которые умели играть что-то эстрадное.
А. Пичугин
— Это, я так понимаю, те, которые в свое время прошли джазовую школу?
А. Першин
— Да, джазовую школу. И они склоняли, конечно, вот... Или те, которые играли классику, но к эстраде никакого отношения не имели. Может быть, аккомпанировали романсы. В общем, там были попытки... И в Гнесинке открылось тоже эстрадное отделение — видимо, позже. Куда я хотел, видимо, поступать тоже. Ну, человек предполагает — Господь располагает. И вот я со своим творчеством не знал, куда деваться.
А. Пичугин
— Ну, Ваши первые слушатели кто были?
А. Першин
— Студенты музыкального училища в общежитии. Ну, я тогда особо не показывал... Не знаю, почему. Я стеснялся, может быть. Нет, я понимал, что это никому не нужно. Что люди любят веселиться, в основном. Берешь гитару, чтобы душа развернулась, потом свернулась — что-то такое в этом роде. А когда ты начинаешь размышлять о жизни, о смысле жизни, о чем-то еще, какие-то сомнения, терзания, где нет страсти как бы, а есть только вот такой поиск, людям становится скучно.
А. Пичугин
— Но у нас из того поколения стали как раз известными те, кто о смысле жизни старался рассуждать в своих песнях. А те, кто как-то... Вот безудержное веселье, дискотеки студенческие — ну, поиграли, остепенились и ушли из музыки.
А. Першин
— У меня гитара, вот мое творчество, которым я занимался, оно все время... оно параллельно следовало моей жизни. И в какие-то моменты оно выливалось, вот моя жизнь выливалась в, допустим, музыку или стихи, в какое-то творчество. Ну, еще были те времена — мы же... Вот, как Вы говорили, уже с Запада стали проникать к нам такие произведения искусства или новые веяния, которых у нас не было, где у нас были и «Поющие гитары» уже тоже ансамбли...
А. Пичугин
— Те, кто играл свою классическую «москонцертовскую», там, «ленконцертоовскую программу» в больших городах, потом приезжали куда-то и выдавали «Дип Пепл».
А. Першин
— Ну, да, да, такое было. И я там, у себя в деревне, на танцах... Ребята из Петербурга служили в армии, и там они играли у нас на танцах «Битлз», «Дип Пепл», еще начальные такие вещи, рок-н-ролл играли. Для нас, для деревни это было шоком. Потому что я... Это совсем новое было что-то такое. Мы же на это не воспитывались. И, конечно, тоже хотелось подражать этому...
А. Пичугин
— Ну, Вам было проще с Вашим образованием.
А. Першин
— Когда я получил образование, я понял, что мы просто обезьянничаем. Мне хотелось этому всегда придать... Вот я хотел использовать эти приемы, но только внести туда что-то наше, русское, национальное.
А. Пичугин
— Ну, и слово, да?
А. Першин
— И слово, и какие-то приемы. Я даже когда в Петербурге, уже будучи в рок-клубе, такие писал песни... Я же любил и Модеста Петровича Мусоргского, и Глинку, вот эти... И отголоски этой музыки, которые во мне жили, я их использовал... У меня был, например, арт-рок. Я использовал эти элементы и из симфонической музыки в своих произведениях. То есть у меня была достаточно сложная музыка. Но я тогда был еще неверующим, да. Это был такой крик-поиск: «Господи, Ты есть? Где Ты?». Вот...
А. Пичугин
— То, что есть, я, вроде бы как, знаю с родника, из рассказов бабушек, а вот где — непонятно.
А. Першин
— Да. «Я знаю, что Ты есть. Откликнись, где Ты? Войди в мою жизнь, измени меня!».
А. Пичугин
— Что-то про Псалтирь такое.
А. Першин
— Да, я...
А. Пичугин
— Или еще из песни «Ю-Ту» «Кедр ливанский».
А. Першин
— У меня для песни есть, допустим... «Еще в сравнении, но поиски бесплодны...». И такая вот песня есть: «Язык богат, но смысл неуловим. Не лучше ли устам моим голодным назвать предметы именем своим?». Вот. И поиск такой был. «Исчезну в пустоту — ну как же так? И я не знаю, зачем играю, зачем по-прежнему живу». Это уже когда я со своим таким репертуаром, который у меня рождался, и у меня выхода не было нигде в Твери.
А. Пичугин
— Но Вы же ездили, наверное, куда-то — и в Москву, и в Петербург, в Ленинград?
А. Першин
— Нет.
А. Пичугин
— Нет?
А. Першин
— В Москву ездил — за инструментами, за струнами.
А. Пичугин
— А выступали в Твери?
А. Першин
— Нет, не выступал.
А. Пичугин
— Как?
А. Першин
— Я состоял в одном поэтическом обществе. Оно называлось «Status in statu» — «Государство в государстве». Потом, когда оказалось, что они хотят взорвать обком партии...
А. Пичугин
— Ну, понятно, всегда, часто такие люди... Габриэле д’Аннунцио Риеку захватывал.
А. Першин
— Я сказал: «Ребята! Мне с Вами не по пути. Я просто поэт». Потом всех арестовали. Но я вовремя ушел. И я приехал... И тогда я случайно попал в Петербург, на самом деле. Ну, случайностей не бывает, конечно. Я голосовал машину до Выползово, а в машине ехали ребята из документального фильма, из Петербурга, с каких-то съемок, с какой-то периферии, и они... И я был с гитарой, и я там что-то им спел в автобусе, и мы с ними познакомились. Они говорят: «Слушай тебе надо в Питер, — они мне сказали. — С твоим внутренним устройством тебе надо в Питер. Давай мы тебя отвезем, так как мы едем в Питер». И я, можно сказать, мимо Выползово — и проехал в Питер. И они меня выкинули на Петроградской стороне. Утром рано Нева, дворник метет один, одинокий, солнце встает...
А. Пичугин
— Это Ваш первый приезд?
А. Першин
— Да, это был первый приезд. И я был потрясен городом до основания костей. И у меня мысль: «Я буду здесь жить». Прямо вот как мысль такая. Вот, не знаю, наверное, это со многими происходит...
А. Пичугин
— У меня есть такой товарищ — знакомый художник...
А. Першин
— Я почувствовал.
А. Пичугин
— ...Олег Бурьян такой, известный довольно сейчас питерский, когда-то московский. Вот он тоже, приехав учиться в Питер, сказал: «Я здесь буду жить». После этого у него был длинный-длинный московский период, который закончился тем, что он несколько лет назад все-таки исполнил свою мечту и уехал.
А. Першин
— Вырваться очень трудно, очень трудно. Мне, можно сказать, с кровью, со слезами, с потом я вырвался... Я жил в подъездах, где угодно, пока я не нашел работу дворником. Раньше это... Оказывается, это было «поколение дворников и сторожей», но я об этом тоже не знал.
А. Пичугин
— А потом как-то так влились в него...
А. Першин
— Я влился... Но я, когда услышал... Когда еще в рок-клуб попал, меня еще больше потрясло — там можно было свободно говорить. И я, честно говоря, я заразился рок-клубом. Я лирик, это не мое, но мне нравилась эта атмосфера свободы. Потом я стал знакомиться с людьми — с Юрой Шевчуком познакомился, там, с Михаилом Борзыкиным. В общем, со многими питерскими...
А. Пичугин
— ...до сих пор известными и поющими.
А. Першин
— Да, до сих пор. Они стали моими друзьями.
А. Пичугин
— Общаетесь?
А. Першин
— Общаюсь, да, с Юрой Шевчуком — он даже крестный моего сына Димки. До сих пор общаемся. И... Ну, в общем, я вступил в Ленинградский рок-клуб, мне пришлось группу создать.
А. Пичугин
— А тогда можно было только коллективно выступать, да?
А. Першин
— Да. Коллектив, да, там...
А. Пичугин
— Нет, но вступить в рок-клуб можно было только коллективом?
А. Першин
— Да, коллективом. Рубинштейна, 13 — приходишь, там было прослушивание...
А. Пичугин
— Ну, да, да, да...
А. Першин
— Сидел там и Гребенщиков в этом, в жюри... И, в общем, я оказался в рок-клубе. Но, честно признаться, там много было эпатажа.
А. Пичугин
— Говорят, что да. И по творчеству...
А. Першин
— Да, музыки там было не очень много. А я как музыкант же пришел туда. Но я...
А. Пичугин
— Арт-рок — вообще не совсем питерская история, мне кажется.
А. Першин
— Да. В общем, я постарался подделаться под... Но, видимо, в общем, у меня шел большой рост, рост пошел музыкальный. И приехал из Америки продюсер один, американский миллионер Кэн Тарлбэк. Когда...
А. Пичугин
— Сейчас очень интересно, но мы подвесим эту историю, потому что нам надо к песне переходить. После небольшого перерыва мы вернемся.
А. Першин
— Я сейчас... Специально для сегодняшней передачи я нарисовал буквально вот на днях песню, которую еще никто не слышал.
А. Пичугин
— У нас премьера?
А. Першин
— Да.
А. Пичугин
— И специально для нашей программы?
А. Першин
— Специально для Вашей программы.
А. Пичугин
— Давайте премьеру...
А. Першин
— Она немножко не похожа на песни, но она как-то вот... У меня песни рождаются, особенно по утрам. Я стою вот, и она начинает у меня звучать. Я уже... Мне ничего не остается делать, как ее записать. Ну, записываешь ее — или на бумажке быстренько, или на диктофон. Я пишу на трубку телефонную. Там магнитофон есть — я включаю и оставляю. Потом включаю: думаю — «так, ну, эта песня как бы достойна жизни».
А. Пичугин
— А потом можно что-то доделать, что-то дописать.
А. Першин
— Да, да. А потом я начинаю ее играть и наигрывать. На концертах... Вот у Вас сейчас, можно сказать... Я даже не уверен, что я сыграю ее это...
А. Пичугин
— Давайте. Самое главное — что это премьера. И пускай будет как будет. Как песня называется?
А. Першин
— «Я пропустил все времена».
А. Пичугин
— Замечательно.
(Звучит песня А. Першина «Я пропустил все времена».)
А. Пичугин
— Спасибо большое! Это премьера песни, еще раз напомним нашим слушателям — «Я пропустил все времена», да?
А. Першин
— Да. «SMSки санитарам» — это, значит, я молюсь святым. Так, ну, в переводе на русский язык.
А. Пичугин
— Угу. Замечательно. Мы сейчас прервемся буквально на одну минуту. Я напомню, что священник Анатоли Першин, настоятель храма Святителя Василия Великого в Осиновой Роще в Петербурге, автор-исполнитель собственных песен, у нас здесь, в гостях на Светлом радио. Буквально через минуту — снова здесь. Никуда не уходите.
Возвращаемся в студию Светлого радио. Напомню, что здесь сегодня вместе с нами и с Вами этот «Светлый вечер» проводит священник Анатолий Першин, настоятель храма Святителя Василия Великого в Осиновой Роще в Петербурге, автор-исполнитель собственных песен. И вот перед тем, как прозвучала в прошлой части нашей программы замечательная песня, оказывается, написанная к нашей сегодняшней программе, «Я пропустил все времена», отец Анатолий рассказывал о том, как приехали американские продюсеры в Ленинград и что из этого вышло.
А. Першин
— Да. И они пришли, значит, на нашу репетицию, на репетиционную точку, и был продюсер поражен. Они не ожидали это увидеть.
А. Пичугин
— А группа как называлась?
А. Першин
— Группа называлась «МАТ».
А. Пичугин
— «МАТ»?
А. Першин
— Да. Не знаю, это была аббревиатура. И, значит, они были настолько поражены уровнем исполнения, экспрессией, просто они с такими глазами смотрели... У меня была очень интересная гитара, которая была самодельная. Из нее торчали спички, резинки, где-то там какие-то проводки. Она была... Ну, в общем, гриф был от одной гитары, корпус был сделан из...
А. Пичугин
— Сами ее сделали?
А. Першин
— ...из чурбана березы.
А. Пичугин
— Ага. Но играла!
А. Першин
— Играла так, что...
А. Пичугин
— Так, что правильно моя самодельная гитара сильно отставала.
А. Першин
— И он ко мне подходит после этого, значит... А они — все, они окончательно решили, что с нами они заключают контракт, пятилетний контракт на гастроли в Америке и по всему миру с этой продюсерской компанией американской. И он говорит: «Подари мне гитару». Я говорю: «А я на чем буду играть?». Я ему говорю. (Смеется.) Он говорит... Подходит, подзывает своего помощника, там... «One minute», значит, чего-то ему сказал. И он отправил его в Америку, и тот на следующий день, через день привозит гитару «Фендер Стратокастер», да такую, на которой играл Блэкмор, вот такого уровня!
А. Пичугин
— Вот так вот поменялись!
А. Першин
— Ну, он мне ее дает, а я... Я не мог отказаться от этого. Но вот, на самом деле, с этого все и началось, все мои беды. У меня такое ощущение, что я чуть ли не душу продал дьяволу. Хотя...
А. Пичугин
— С этим «Фендером»?
А. Першин
— Да, вот с этой историей — все началось. Значит, мою гитару увезли в Америку, и она в итоге оказалась в «Музее рок-н-ролла».
А. Пичугин
— А как она там представлена?
А. Першин
— Не знаю, я там не был. Мне об этом Шевчук сказал, что он видел ее. И, значит, с этого все у меня началось. Я не буду Вам долго рассказывать. Начался ряд бед. В Америку я никуда не поехал. Со мной, в итоге, случилась трагедия очень серьезная, в общем. Я был ударен ножом в питерской коммуналке, в дворницкой своей.
А. Пичугин
— А Вы продолжали там работать?
А. Першин
— Я продолжал работать дворником. Раньше нельзя было, в Советском Союзе, не работать, иначе ты становился в разряд тунеядцев, и тебя принудительно отправляли куда-то.
А. Пичугин
— Ну, кто в кочегарке работал, кто дворником.
А. Першин
— Кто как мог, да. Кто-то числился.
А. Пичугин
— «Поколение дворников и сторожей» еще раз вспомним.
А. Першин
— Я за Шевчука работал еще в кафе «Ленинград» сторожем. Его книжка трудовая... По его трудовой книжке. А ему-то надо было на гастроли ехать и везде, он не мог работать. А так за тунеядство его могли привлечь в любой момент. Вот. И я... И меня, мертвого, практически, на «скорой помощи» привезли в больницу, и я впал в кому. Я умер. Я потерял практически всю кровь. Я попал на Тот Свет. И мне Господь открыл другой мир. Я умер. Я видел, как из тела уходит душа моя. Видел врачей, которые, там, пытаются меня оживить. Видят, что я уже умер, и пытаются меня потрясти этими шокерами, там. Вот. Я полетел... Я не люблю об этом рассказывать, потому что мне Господь показал не Рай. Он мне показал, куда душа попадает, если человек живет неправильно и человек живет... Не знаю, почему Он это сделал — именно минуя все это... Во-первых, мне сразу объяснили, что... Там, на Том Свете, когда душа улетела, мне сразу... Я сразу понял, как надо жить. И понял, что я жил совершенно неправильно. И душа моя ворвалась просто на землю обратно, потому что я понял, как надо жить. Я думаю, что это будет происходить со всеми людьми. Человек живет-живет в своем представлении о своей жизни, и вдруг он умирает, и оказывается, что он всю жизнь жил неправильно. Представляете, какой ужас? Ну, это ужас просто. Все же мимо. Он может, там...
А. Пичугин
— Ну, тем более, Вы еще совсем молодой человек...
А. Першин
— ...построить заводы, мог сочинить симфонии, чего хочешь делать. Но это все было мимо.
А. Пичугин
— А Вы еще совсем молодой человек.
А. Першин
— А я молодой был, да. И я рвался обратно. Но, видимо, Господь мне решил показать, так как приговор тоже был... Я попал в ад. Тоже не буду рассказывать. Но это намного хуже, чем описывают все книги и все свидетельства. И потом архангел Михаил или какой-то ангел — не знаю, большой ангел — он меня вытащил оттуда, я видел его. Из этого состояния. И я очнулся в реанимации. Значит, видимо, они там как-то меня откачали, что ли. Или, может быть, я умер, а потом... Кома — что такое кома? Это когда...
А. Пичугин
— Ну, комы разные бывают. Но это больше вопрос к врачам.
А. Першин
— Ну, я не знаю, что там произошло. Я очнулся в реанимации. И во мне это все живо, вот это все. Это много лет во мне это все жило, это воспоминание. И до сих пор я вот с содроганием, может быть... И с этого момента у меня кардинально поменялась жизнь. Но болезнь эта и эта вот травма — она растянулась на долгие годы, вот восстановление мое. Мне было все хуже и хуже. Я обратился к Юрику Шевчуку, и он меня отвез в Антониево-Сийский монастырь.
А. Пичугин
— А он там уже бывал?
А. Першин
— Он не бывал. Он был в Архангельске, и его настоятель, игумен Трифон Плотников пригласил в монастырь. Юра... И как раз в этот момент Юра приехал в Питер, а я к нему обратился за помощью. Он сказал: «Слушай, тебе нужно в монастырь», — сказал он мне. Вот Юра какими-то своими духовными очами... Он очень мудрый человек. Он говорит: «Тебе нужно в монастырь». И вместо себя он послал меня туда.
А. Пичугин
— Так получилось, что мы перед программой с отцом Анатолием обсуждали как раз... Я несколько месяцев назад — где-то, наверное, три-четыре месяца назад — в первый раз побывал в Антониево-Сийском монастыре, хотя до того общался... И у нас здесь даже, в этой студии была программа про Антониево-Сийский монастырь. Приходил наместник монастыря, отец Варлаам Дульский, и мы с ним и в Архангельске общались, и в Москве неоднократно. Но вот так у меня получилось первый раз несколько месяцев назад все-таки наконец и к нему в гости съездить. Очень интересно, да, что вот и Ваша жизнь плотно связана с этим местом.
А. Першин
— Что самое главное — там есть мощи преподобного Антония Сийского, который слышит, чувствует... Святые же — они и здесь, и там. Святые — это такие люди, которые не оставили земной жизни, к ним можно обращаться. И там на мощах произошло мое исцеление. Я очень благодарен Анониево-Сийскому монастырю преподобному Антонию Сийскому. И это было действительно реальное исцеление — я это почувствовал сам на себе.
А. Пичугин
— Сколько времени прошло после вот этой Вашей трагедии?
А. Першин
— До монастыря?
А. Пичугин
— Да.
А. Першин
— Я думаю, пара лет прошла. Ну, так вот, года полтора.
А. Пичугин
— А смотрите: Антониево-Сийский монастырь — это... Ну, так, чтобы и слушатели наши тоже представляли, потому что сложно вот по описаниям понять, где он находится. Это Архангельская область.
А. Першин
— Холмогоры.
А. Пичугин
— Ну, до Холмогор там километров 50-60, наверное, до Архангельска и все 180, а он был практически на московской трассе в сторону Москвы, от Архангельска километров 150-160, но еще 10-15 километров в тайгу от дороги.
А. Першин
— Да.
А. Пичугин
— На таком островке он стоит. На полуострове.
А. Першин
— На полуострове, ага.
А. Пичугин
— Там красивые озера, вот их много... Вообще, места, конечно, потрясающие. Я вот был зимой, в феврале, а очень интересно, конечно, посмотреть на все это летом. И вот там, конечно, все по-настоящему.
А. Першин
— Да, я проникся монастырем. Впервые. Я не знал, что такое монастырь. И ничего никогда не знал до этого. И монашества не знал.
А. Пичугин
— Я еще проникся такими суровыми настоящими людьми, которые там живут. Так, порой, побываешь где-то в центральных больших монастырях — всегда видишь, что к ним приживаются люди... Ну, у кого-то, там, естественно, огромный жизненный опыт. Но вот тут приезжаешь в Антониево-Сийский монастырь и видишь такие настоящие суровые северные лица людей, которые туда пришли...
А. Першин
— Спасаться.
А. Пичугин
— Спасаться. У всех...
А. Першин
— Души свои спасать.
А. Пичугин
— У всех, у каждого очень большой жизненный путь...
А. Першин
— Да, сложный.
А. Пичугин
— Сложный, да, непростой.
А. Першин
— Я практически всех знаю.
А. Пичугин
— Да. И каждый из них — личность.
А. Першин
— Конечно.
А. Пичугин
— Это касается не только насельников монастыря, монашествующих... Это касается еще и таких, знаете... Там еще много таких ломаных, перебитых настоящих мужиков северных. Вот здесь таких не встретишь. Здесь сейчас: «Ну дай копеечку! Ну дай копеечку! Ну чего там? Ну ты вот...» — там нет такого. Там другие, наверное, не выживают.
А. Першин
— Да, там... Это суровые северные условия. Там такая данность. Небо, вода и храм.
А. Пичугин
— Да, да-да. Мы сейчас продолжим этот очень интересный разговор — и про Антониево-Сийский монастырь, и про то, что было дальше... Но нам говорят, что пора песню
слушать.
А. Першин
— Еще одна песня — она тоже родилась недавно, но я ее тоже успел спеть на каких-то концертах... Ну, может быть, послушаете — она Рождественская.
А. Пичугин
— Давайте.
(Звчит песня А. Першина.)
А. Пичугин
— Я напомню, что в гостях у Светлого радио — священник Анатолий Першин, настоятель храма Василия Великого в Осиновой Роще и автор-исполнитель собственных песне. Вас же и в Антониево-Сийском монастыре в священники рукополагали?
А. Першин
— Да, это было уже позже. Когда я вернулся, я внутренне себе дал обет помогать монастырю.
А. Пичугин
— Довольно далеко от Питера. Вроде бы, и Север Петербурга, и направление одно — ну, если от Москвы считать, почти...
А. Першин
— Да представьте себе, произошло необычное событие — в Петербурге было открыто подворье. Это нонсенс, можно сказать, потому что это юридически даже невозможно. Святейший Патриарх Алексий благословил.
А. Пичугин
— Ну в Петербурге есть Леушинское подворье монастыря, который не существует последние лет семьдесят.
А. Першин
— Ну, оно было исторически там.
А. Пичугин
— Ну да.
А. Першин
— А Антониево-Сийского не было монастыря.
А. Пичугин
— Не было никогда?
А. Першин
— Нет, никогда!
А. Пичугин
— А, это уже заново... вернее, вновь, извините, открытое? Просто открытое?
А. Першин
— Да-да-да! Поэтому это было необычное явление. Видимо, тут Господь промысел Свой... И я положил, может быть, все свои силы для того времени. Ну, действительно, я духовно рос. Я же созиданием занимался. И все свое время, все, что у меня было, всю жизнь я положил на создание этого храма — храма Преподобного Антония Сийского на проспекте Просвещения.
А. Пичугин
— Угу. Это какие годы были?
А. Першин
— Это был 2005 год. Это уже...
А. Пичугин
— Относительно недавно. Ну, хотя уже 13 лет прошло. Вы все это время писали, выступали?
А. Першин
— Нет, я музыку забросил совершенно, гитара пылилась. Но я ее иногда вот, когда... Я понял, что мое искусство никому не нужно. И я понял, что я пострадал от музыки. Тоже у меня был такой страх — понимаете, да? Потому что... Ту драму... Ну, я иногда поигрывал вот...
А. Пичугин
— ...для друзей...
А. Першин
— Для друзей, да, вот за столом. Тем людям, которые понимают, о чем речь. Ну, и я занять был созиданием подворья, и некогда было, Это столько бумаг, это столько сопротивления. Народ сопротивлялся. Я 10 тысяч подписей собирал — там бунт был буквально...
А. Пичугин
— А почему сопротивлялись? Место не нравилось?
А. Першин
— Место — вот как сейчас идет война... Я эту войну уже прошел давным-давно. Прекрасный пустырь, озеро на нем, там... И вдруг строится монастырское подворье — представляете, что такое? Народ взбунтовался. Бабки бежали, орали с пеной: «Нам не нужно здесь подворье, нам не нужны здесь монахи, нам не нужен колокольный звон! Как мы здесь детей будем, как собак будем выгуливать?». В общем, все то же самое.
А. Пичугин
— В общем, у нас проспект Просвещения, а у Вас сплошное мракобесие.
А. Першин
— (Смеется.) Там еще проспект культуры рядом. Можно сказать, на пересечении культуры и просвещения...
А. Пичугин
— ...и просвещения, да, появляется...
А. Першин
— А там интеллигенция такая советская. У них кооперативы, и они все безбожники. Но потом, когда был построен храм, эти же прибежали все-таки. Эти интеллигенты прибежали — ну, потому что они уже поняли, что все закончилось. И из окон виден храм, колокольный звон. Они не пошли. И многие каялись, приходили потом, каялись, что они участвовали в борьбе против храма.
А. Пичугин
— И Вы стали священником через какое-то время? Но, причем, стали ведь...
А. Першин
— Да. Если условно сказать, так, условно сказать: епископ сказал — построил сам, там в нем и служи. Меня рукоположили без образования, без всего я стал священником. Меня немножко... в Александро-Невской лавре меня и в Ильинском храме...
А. Пичугин
— ...постажировали.
А. Першин
— ...стажировали, да, меня, натаскивали. Рукоположили меня в Антониево-Сийском монастыре. В день преподобного Антония епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, Царствие ему Небесное...
А. Пичугин
— ...уже покойный, да.
А. Першин
— ...да. И началась моя такая... Ну, тогда началась моя общественная — кроме богослужебной, общественная деятельность. И эта общественная деятельность, так как... Ну, в общем, некоторые мои друзья — они сказали: «Отец Анатолий, тебе надо петь. Теперь тебе уже пора, надо петь. Может быть, тебя не слушали, когда был просто Анатолием, а сейчас тебя услышат». Они взяли и организовали мне концерт. Собрали всех моих знакомых друзей — это без моего участия, практически.
А. Пичугин
— И там уже новые песни, уже написанные «в стол», исполнявшиеся для друзей исключительно?
А. Першин
— А они все живы. Оказалось, что они все живы, и песни прошлых лет. И поиски мои Бога, и все это оказалось как бы как цикл такой. Я это все спел на этом концерте, и я понял, что это нужно. Мне нужно и людям, оказалось, нужно. Был такой отклик, что я понял, что тут все срастается. Я стал давать концерты. И меня увидел телеканал «Союз» — он стал за мной следить на концертах. И меня пригласили на авторскую передачу, которую я назвал...
А. Пичугин
— ...вести.
А. Першин
— ...«Лаврские встречи». И сейчас мой смысл в этой деятельности — я ищу творческих людей... Вот как Вы меня нашли тоже для своей передачи, так я тоже выискиваю, приглашаю и показываю этих людей, потому что существует пласт культуры, который вообще никто и не знает. Людям нет доступа до него. И нашей культуры, которая сейчас бродит, она есть, но этим людям нет выхода. Я их откапываю — не знаю — где угодно.
А. Пичугин
— Кстати, как Вы их «откапываете»? Это же огромная работа.
А. Першин
— А мне Господь посылает, это сто процентов.
А. Пичугин
— Штаты продюсеров сидят, ищут и не могут найти.
А. Першин
— У меня очередь, расписанная, я не знаю, там...
А. Пичугин
— То есть очередь — она всегда выстраивается. Когда предлагают кому-то где-то выступить, всегда выстраивается очередь. Но тут же надо еще отсеивать, отбирать, понимать, что это кому-то действительно будет интересно и важно.
А. Першин
— Это вопрос сложный. Я сердцем это все делаю. Меня зацепило — я чувствую: это надо. Этого человека нужно... И ему нужно, и людям это нужно услышать. Его историю жизненную. Вот как сейчас — я же, практически, связываю свою вот эту передачу музыкальную... Она... И, в то же время, я рассказываю о своей жизненной истории, правильно? Ну как бы иллюстрирую, что ли. И так же и люди — у каждого есть очень интересная история встречи с Богом, вот так я бы сказал. А людям это очень важно услышать со стороны. Очень и рейтинг большой передачи сейчас, и... Я уже четыре с половиной года...
А. Пичугин
— Расскажите про Ваш нынешний храм — место Осиновая Роща. Я посмотрел на карте Петербурга — это в Выборгском районе.
А. Першин
— Да, в Выборгском районе Петербурга.
А. Пичугин
— За КАДом?
А. Першин
— Да. Ту — сразу, сразу.
А. Пичугин
— Что это за место?
А. Першин
— На это, наверное, передачи не хватит. Вкратце...
А. Пичугин
— Судя по фотографиям — вот пока мы с Вами беседуем, я смотрю фотографии, — место очень красивое.
А. Першин
— Вкратце хочу сказать: все тоже произошло в реанимации. Однажды у меня было подозрение на инфаркт в связи с разными событиями, значит, в окружающей среде. И в этом... Меня подняли на кардиологии, у меня оказался не инфаркт, а защемление нерва, грыжа межпозвоночная. У меня была такая боль дикая в грудном отделе. Но меня все равно подняли на кардиологии, и там, в палате я познакомился с человеком, который искал в Осиновой Роще разрушенный храм. Его после революции снесли, там была воинская часть, секретная часть, и все это зарыли тщательно, и никто не знал даже, где. И все документы уничтожены про этот храм, фотографии и все. А он ходил с лопатой, с ломом... Вот человек...
А. Пичугин
— Он пытался найти следы?
А. Першин
— Да, он пытался найти этот храм.
А. Пичугин
— Нашел?
А. Першин
— Василия Великого. Он его нашел. В то время, когда, значит, и мы встретились, он его нашел и создавал общину. У него была идея возродить храм. А я в это время создавал подворье.
А. Пичугин
— Тогда Вы уже были священником?
А. Першин
— Нет.
А. Пичугин
— Еще нет?
А. Першин
— Я не был священником, но я был временно исполняющим обязанности настоятеля. Я был мирянином, но должность была, потому что нужна была печать и подпись. ВРИО настоятеля. Хотя я был мирянином. Вот очень интересная такая позиция была. И я ему помогал создавать там общину, в этой реанимации. Мы устроили там штаб...
А. Пичугин
— Прямо в реанимации?
А. Першин
— Не в реанимации, а уже на кардиологии. На кардиологии. В реанимации мы с ним познакомились, и нас подняли наверх. И вместо того, чтобы, значит, там выздоравливать, мы... В итоге... А потом, когда, в общем, некоторые катаклизмы... Я еще тогда не знал, что православие — это не просто розовые облака какие-то там, а это суровая реальная жизнь...
А. Пичугин
— ...правда жизни.
А. Першин
— Есть правда жизни, да. И тут, ну, в общем, надо быть... Такие прививки получать очень серьезные, чтобы удержаться. И я там получил одну из прививок таких серьезных. И после этого я перешел в Санкт-Петербургскую епархию, где меня с большим удовольствием приняли. Меня определили служить в Казанский собор. Ну, и я не такой человек, я какой-то другой человек совершенно. И вот однажды, в общем, я служил в храме Архангела Михаила... Я ездил каждый год... Я очень почитаю архангела Михаила. И за Архангельск... В общем, можно сказать, он меня спас на том свете. И я приехал... И священник после службы подошел и сказал: «Отец Анатолий, у меня был какой-то внутренний голос, что Вы должны служить в Осиновой Роще. Как будто кто-то мне сказал». Говорит: «Я знаю Осиновую Рощу, но там и храмов-то нет — где там служить будешь?». И тут у меня вся эта история выплыла восьмилетней давности.
А. Пичугин
— Вы нашли того человека?
А. Першин
— Человек умер. Он создал общину, и ничего там все эти годы не могли сделать с этим. Потому что там парк, там ЮНЕСКО, там, в общем... Ну, в общем, все против восстановления этого храма было, и ничего они не смогли. Я побежал в епархию и все, говорю: «Дайте мне Осиновую Рощу! Дайте мне Осиновую Рощу!».
А. Пичугин
— «Ну пожалуйста — никто туда не хочет», да?
А. Першин
— Да. Только там... Там только крест они успели — и все, и больше ничего. Никому это...
А. Пичугин
— А теперь там уже полноценный храм.
А. Першин
— А теперь, значит... Там мне не разрешили строить. Но я стал молиться. Я два года молился там прямо на этом — на улице. И в снег, и в жару. И стал приход собираться. И уже, говорю, нас было, там, 50 человек на улице. Снег идет — с зонтиками, там, кто как. С фонариками во лбу. Я подумал, что нужно помещение. Я стал обходить окрестности — никто меня не пускал. И я нашел большую трансформаторную будку — громадную, заброшенную, полностью забитую поверх какими-то покрышками. И, значит... И я стал молиться. И получил «зеленую ракету». Я обычно так вот: «Я жду зеленой ракеты» — это от Господа, значит, знак должен появиться. И представляете, как только я принял внутреннее решение, я прихожу, а покрышек этих нет. То есть помещение свободно. И мы сделали субботник, и я потихоньку начал там производить разные действия, в этой будке. А сейчас Вы уже видите, наверное — это прекрасный храм Святителя Василия Великого. У нас на Пасху вот в этом храме больше 250 человек причащалось. И народ ходит, любит. Приезжают к нам даже из Москвы, приезжают. Бывает, прихожане из Москвы приезжают даже, представляете?
А. Пичугин
— Ну, а что? С другой стороны, Петербург не так далеко.
А. Першин
— Да, четыре часа...
А. Пичугин
— ...на «Сапсане».
А. Першин
— Да.
А. Пичугин
— У нас последняя песня — и будем уже прощаться. Спасибо Вам огромное, что Вы пришли к нам сегодня. Надеюсь, что это наша с Вами не последняя здесь встреча в нашей студии, студии Светлого радио. Напомню, что в гостях у нас был священник Анатолий Першин, настоятель храма Святителя Василия Великого в Осиновой Роще, автор-исполнитель собственных песен. Что мы напоследок послушаем?
А. Першин
— Ну, Оля просит песню «Разрешилось небо дождем». Но я...
А. Пичугин
— Оля — это наша коллега.
А. Першин
— Да. Она делала прекрасное интервью...
А. Пичугин
— Ольга Королева, да-да.
А. Першин
— Вот я специально для нее...
А. Пичугин
— Ну, она перед программой сделала какой-то заказ? Я слышал, что сделала, но не знаю, что.
А. Першин
— Да. Не уверен, что спою — я приехал к Вам без голоса. Вот. Получилось, что я заболел, но я не мог отказать... Но я попробую ее спеть. Если не получится, то Вы уж не обессудьте.
А. Пичугин
— Получится. Получится! Ну мы прощаемся с Вами уже. До новых встреч, всего хорошего!
А. Першин
— Да! Всем Божьего Благословения! Христос Воскресе!
А. Пичугин
— Воистину Воскресе! Будьте здоровы!
(Звучит песня А. Першина «Разрешилось небо дождем».)
Навещать детей в больницах и помогать проекту «Творческое партнёрство»
«Творческое партнёрство» — это общественная организация, которая находится в Москве. Её участники — команда опытных специалистов — арт-терапевтов. Они занимаются реабилитацией тяжелобольных детей при помощи творчества, игры и больничной клоунады.
Сказкотерапевт Малена Шарма навещает в одной из столичных больниц маленьких онкопациентов. К подопечным она выходит в роли сказочной феи. Девушка играет с детьми, сочиняет с ними сказки и через это помогает им преодолеть страхи.
«Время от времени у меня возникают очень серьёзные задачи, — рассказывает Малена. — Моей подопечной, Вике, после сложной операции нужно было начинать ходить, но она категорически отказывалась вставать на ножку, боялась боли. Родители и врачи не могли её уговорить. Мне важно было ей помочь победить страх. Вместе с Викой мы стали сочинять сказочные образы, которые могли бы стать нашими помощниками, — продолжает сказкотерапевт. — Девочка сразу включилась в игру воображения. Мы придумали туфельку с крыльями, чтобы поддерживать больную ногу, и конфеты храбрости. Когда Вика делала шаг и начинала бояться, я предлагала ей использовать воображаемых помощников. Тогда страх уходил и она двигалась дальше. А потом вдруг обнаружила, что идёт уже долго, а боли нет».
Вы можете стать частью дружной команды проекта «Творческое партнёрство» и также, как Малена, раскрашивать больничные будни детей, привнося в их жизнь радость. Больше информации об этом вы найдёте на странице общественной организации «Творческое партнёрство». Там же есть возможность поддержать проект финансово. Собранные средства пойдут на покупку материалов для занятий с детьми.
Узнать больше про волонтёрство: https://art-p.ru/help/volunteering/
Помочь: https://art-p.ru/help/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«12-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Богородицы». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 12-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти иконы Богородицы «Неопалимая купина», преподобного Макария Оптинского, о воспоминании чуда Архистратига Михаила в Хонех и о празднике Рождества Пресвятой Богородицы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Постом радую надежду свою на Тебя, Грядущий Господи»
Постом радую надежду свою на Тебя, Грядущий Господи.
Пост ускоряет приготовление к пришествию Твоему, ожидание единственное дней и ночей моих.
Пост истончает плоть мою, чтобы оставшееся легче было духом освятить.
В ожидании Тебя, не желаю питаться кровью, отнимая чью-то жизнь, чтобы радость ожидания разделили со мною и животные.
Воистину, не спасёт меня одно воздержание от пищи. Даже если одним песком озёрным питаться стану, не придёшь Ты ко мне, если пост не войдёт глубоко в душу мою.
В молитве открылось мне, что пост телесный — символ поста истинного, полезный начинающим в уповании на Тебя, но обременительный тому, кто только им ограничится.
Потому и приобщил я к посту душу свою, чтобы очистилась она от множества женихов дерзких и, словно невесту, приготовить её для Тебя.
И внёс пост и в ум свой, чтобы изгнать из него мечтания о мирском и разрушить все замки воздушные, возведённые из мечтаний этих.
Чтобы ум мой освободился от мира и приготовился принять Мудрость Твою.
И внёс пост я в сердце своё, чтобы умертвить в нём все страсти и пристрастия мирские.
Чтобы мир небесный не овладел сердцем моим, когда снизойдёт на него Дух Твой пламенный.
И наложил я пост на язык свой, чтобы отвык он от многословия и воздержанно говорил те слова, которые прокладывают дорогу пришествию Твоему.
И связал я постом заботы свои, чтобы отогнал он их словно ветер, отгоняющий туман. Чтобы не висели они пеленой густой между Тобой и мной и не возвращали к миру взгляд мой.
И пост принёс в душу мою смирение пред тварным миром и нетварным и кротость перед людьми и всеми тварями. И влил в душу мою храбрость, о которой не ведал пока вооружён был всем оружием мира.
Чем было бы упование моё без поста, если не пустословием, прошедшим через многие уста, пока моих не достигло?
Ложный пост сопутствует надежде ложной, отсутствие поста сопровождает безнадёжность.
Но словно колесо, идущее вслед колесу, истинный пост идёт за упованием истинным.
Помоги мне, Господи, поститься с радостью и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, Грядущий ко мне с улыбкой солнечной.