«Эх, вот бы стать чемпионом мира!» — сказал мне однажды пятилетний Коля, придя с тренировки по борьбе.
«Сынок, быть чемпионом мира — это, конечно, неплохо, — ответила я, — но ещё важнее научиться быть скромным и кротким».
«А кроткий — это какой?» — спросил Николай.
И тогда я рассказала ему о Серафиме Саровском. О святом, который жил просто и скромно и который через любовь к Богу и смирение достиг такой святости, что стал одним из великих святых Русской Православной Церкви. Я рассказала Коле о том, что уже в юности святой решил стать монахом, о том, как на три года он взял на себя подвиг молчания, и о том, как однажды на него напали разбойники и жестоко избили. Преподобный Серафим чудом остался жив. Позже, когда разбойники были найдены, святой простил их и просил не наказывать. Батюшка Серафим смиренно и кротко принимал болезни, скорби и все испытания, которые ему посылал Господь.
В дни памяти преподобного Серафима Саровского в храмах поётся тропарь, или прославляющая песнь. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
«От юности ты возлюбил Христа, блаженный, — так начинается тропарь. — И, Ему Одному служить пламенно возжелав, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался». По-церковнославянски первая часть звучит так:
«От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне, и Тому́ Еди́ному рабо́тати пла́менне вожделе́в,/ непреста́нною моли́твою и трудо́м в пусты́ни подвиза́лся еси́...»
Послушаем первый фрагмент:
Вторая часть песнопения звучит так: «Умилённым сердцем любовь Христову стяжав, избранником возлюбленным Божией Матери явился. Потому мы взываем тебе: «Спасай нас молитвами твоими, Серафим, преподобный отче наш!» На церковнославянском языке вторая часть тропаря звучит так: «Умиле́нным же се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// спаса́й нас моли́твами твои́ми, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш».
Послушаем вторую часть:
В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, где лежат нетленные мощи преподобного Серафима, всегда людно. Туда приезжают паломники со всех концов страны, чтобы поклониться святому старцу, помолиться ему о выздоровлении болящих, о милости Божией, о даровании кротости и смирения. Обо всём этом я рассказала сыну.
Коля внимательно выслушал меня и говорит: «Мама, я тоже хочу стать кротким. Самым кротким на свете!»
Давайте послушаем тропарь святому преподобному Серафиму Саровскому полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 272 зач., V, 9-13, 24-28.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто люди идут к Богу, потому что, по их словам, Он им нужен. Но можно ли поставить вопрос иначе? Можно ли сказать, что люди нужны Богу? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы Первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
25 Братия! молитесь о нас.
26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.
Чем отличается мировоззрение людей верующих и неверующих? Кто-нибудь может решить, что различия будут связаны с наукой, которой верующим сложнее заниматься, ведь они будто бы всё объясняют чудесами или чем-то подобным. На самом же деле верующие учёные точно так же, как неверующие, оперируют естественными законами. Другое дело, что они верят, что эти законы созданы разумным и любящим Творцом. Эта вера не влияет на конкретные исследования, т.к. Бог не является частью материального мира, но она помогает ощутить, что у мира есть родитель, любящий и заботливый. Что мы приведены в бытие не случайно. Это меняет очень многое, потому что в глубине души верующий человек оказывается способен доверять. Не столько миру, конечно же, сколько Богу.
Впрочем, не все религии позволяют посмотреть на мир именно так. Христиане Фессалоник отвратились от идолов, потому что язычество ничего подобного не предлагало. Вопрос: нужен ли ты богам, не как источник жертв, но как любимое чадо, оставался без ответа. И уж тем более было непонятно, на что способны боги, чтобы избавить тебя от зла и смерти. Судя по всему, иногда у бывших язычников возникали страхи, и они сомневались: действительно ли Единый Истинный Бог их любит, действительно ли они Ему нужны. Успокаивая и приободряя их, апостол Павел пишет, что Бог предназначил нам не гнев и наказание, но спасение через Христа. Любовь Творца так велика, что Он пошёл на крест, чтобы дать нам возможность жить вместе с Ним. Понимая, что превратности этой жизни нелегко переносить, апостол призывает учеников поддерживать и приободрять друг друга, доверяя руководителям общины и избегая распрей.
Читаешь всё это и диву даёшься, ведь ощущение, что Павел пишет не просто в город Филиппы, но пишет каждому из нас сегодня. Ведь и ныне, несмотря на всё развитие науки и техники, люди также чувствуют своё сиротство в мире. Иногда в порыве отчаяния они так и говорят друг другу или себе: никто в этом мире никому не нужен. Конечно, на то оно и отчаяние, чтобы человек в нём преувеличивал, но в то же время, в этом преувеличении приоткрывается вполне настоящий и подлинный страх одиночества, который нарастает в наших сердцах, сколько бы мессенджеров мы ни устанавливали на смартфоны, в каком количестве социальных сетей мы бы ни регистрировались... А всё потому, что человек отказался от главного — от веры, которая всему прочему может сообщить смысл, скрепив всё происходящее доверием Богу. Люди могут подвести, и из эгоизма и из страха смерти, ведь они всё время пытаются выживать за счёт друг друга. Но Бог не подведёт, и через все испытания, в конечном счёте приведёт нас к спасению. Нам остаётся только согласиться и пойти за Ним по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Новости возрождения храма в Крохино». Анор Тукаева
У нас в студии была директор фонда «Крохино» Анор Тукаева.
Разговор шел о сохранении храмов и исторического наследия в России и о том, как это может быть осуществлено силами даже нескольких человек на примере возрождения затопленного храма в Крохино.
Наша гостья рассказала, как продвигается восстановление храма, как вокруг этого места объединяются не только местные жители, но и люди из других регионов, а также о возникших в фонде «Крохино» проектах сохранения памяти об истории народных культурных и музыкальных традиций.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств на Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер