
Японию называют «страной восходящего солнца» потому,... что так сами японцы вот уже много веков именуют свою родину. Этому названию есть и географическое объяснение — рядом с Японией проходит знаменитый 180-й меридиан или линия смены дат, а значит Япония первой в Тихом океане встречает рассвет. Православные, проживающие в «стране восходящего солнца», любят переиначивать на свой лад этот устоявшийся речевой оборот и говорят, что Япония — «страна восходящей Пасхи». Спорить с таким утверждением особо не приходится — именно Православная Церковь Японии первой из всех Церквей встречает праздник Светлого Христова Воскресения. Японская Церковь, образованная в конце девятнадцатого века, сегодня на особых правах входит в состав Русской Церкви. Православие появилось на японских островах в конце 19 века стараниями епископа Николая (Касаткина). Сегодня в состав Японской Церкви входит 150 приходов, служение в которых осуществляет тридцать священников. Поэтому, за исключением языка, богослужение православных японцев во всем походит на наше. Что же касается языка, то служба в местных храмах совершается не на церковнославянском, а на японском языке эпохи Мейдзи, который является высоким наречием и используется в Японии, по преимуществу, высокообразованными людьми. Чтобы вы имели представление о том, как звучит японское православное богослужение, послушаем отрывок из пасхальной службы.
Пасху православные японцы любят ничуть не меньше остальных православных христиан. Несмотря на очень плотный график, в котором живет большая часть населения Японии, японские православные считают своим долгом не только прийти на ночное пасхальное богослужение, но и за счет отпуска освободить себе несколько дней до Пасхи и после нее, чтобы опять же посетить храм.
Пасхальное богослужение в Японии почти полностью по своей структуре напоминает наше. Отличия можно увидеть в деталях, ну и, наверное, в какой-то особой душевности и теплоте храмовой атмосферы. Православных в Японии очень немного, поэтому и священник, и прихожане относятся друг к другу с особым вниманием и заботой. Так, например, в конце пасхального богослужения священник каждому человеку, присутствующему в храме, дарит крашенное пасхальное яйцо и небольшой куличик. В японских супермаркетах кулич не купить, поэтому кто-то из прихожан берет на себя заботу по изготовлению этого пасхального угощения-символа в довольно большом количестве.
Православные японцы, как иные православные христиане, перед Пасхой соблюдают Великий пост. Значит, праздник Светлого Христова Воскресения для них еще и время разговления. Вот здесь и проявляется японский менталитет. Если у нас принято на Пасху разговляться мясными и молочными продуктами, то японцы любят в этот радостный день побаловать себя, например, свежей сырой рыбой в виде тонко нарезанного филе — «сашими». Кроме того, на пасхальном столе в Японии вы обязательно увидите традиционный японский суп Мисо с мясными или рыбными ингредиентами. И, конечно же, в день Пасхи каждый православный японец не откажется от чего-нибудь сладкого. Обычно в качестве десерта подаются традиционные японские сладости «вагаси», которые сделаны на основе рисового или бобового теста и политы сладким сиропом. Вот так необычно и вкусно православные японцы празднуют Пасху.
Все выпуски программы Вселенная православия
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер