Казалось бы, у знаменитых людей есть всё, о чём только можно мечтать. Любимая работа, материальное состояние, дома, машины... А знаменитости не чувствуют себя счастливыми и мучаются вопросом: для чего им дана слава и любовь миллионов людей? Актриса Одри Хепберн нашла ответ на этот вопрос. А найдя, попыталась сделать мир немножко лучше.
Одри с детства знала, что такое нужда. Она росла в Голландии в годы Второй мировой войны. Холод, голод, болезни, расстрелы родных - будущая кинозвезда прошла через всё это и сама выжила лишь чудом.
Потом были учёба, роли в кино, известность, рождение сыновей, покупка поместья в Швейцарии, которое Одри назвала «Мирным местом» и куда она приезжала в перерывах между съёмками. Здесь Хепберн однажды решила оставить профессию и посвятить себя сыновьям. Здесь же спустя годы приняла другое решение и считала его самым важным в своей жизни. Актриса стала послом доброй воли в организации ЮНИСЕФ – детском благотворительном фонде ООН. «Приблизительно сто миллионов детей живут и умирают на улицах. Теперь мне ясно, для чего я стала знаменитой», - говорила Хепберн.
Сначала она участвовала в благотворительных балах и концертах. Потом поняла, что это - «помощь наполовину» и к реальной пользе она отношения не имеет. В 1988 году Одри собрала вещи и улетела в Африку – спасать незнакомых детей. Когда-то, тридцать лет назад она уже побывала в Конго. Там снимался фильм, в котором актриса играла монахиню, лечившую людей во время войны. Но то было кино. Настоящая жизнь начиналась только сейчас, когда самолёт приземлился в аэропорту Эфиопии.
Одри сопровождала гуманитарный груз для жителей голодающих деревень. Увидев местных ребятишек, актриса расплакалась. А взяв на руки одного ребёнка, почувствовала, что он невесом. Дети были так слабы, что уже не могли есть сами. Одри, так же как другие сотрудники ЮНИСЕФ, кормила их с ложки. Коллеги были уверены: после увиденного в Эфиопии, Одри откажется от роли благотворителя. Но роль вышла из берегов и Хепберн жалела только о том, что не занялась этой работой раньше.
Она стала летать по миру, выбирая самые опасные и бедные страны. Венесуэла, Эквадор, Гватемала, Вьетнам… Машины с продуктами и лекарствами ездили по заминированным дорогам в сопровождении разведотрядов. Одри, наравне со всеми, тряслась и задыхалась от пыли в кузовах грузовиков. Повстанцы не пропускали гуманитарный груз в лагеря беженцев, Одри сама умоляла командиров дать зелёный свет колонне. Приезжая на место, Хепберн посещала больницы и школы. Сама распределяла продовольствие, сама кормила и лечила детей. Умудрялась за короткий срок немножко выучить язык той страны, куда приехала, общалась с людьми и всегда ходила окружённая толпой ребятишек, которые с её появлением начинали улыбаться совсем как Одри. «Добрый ангел, нёсший надежду», - так говорили про Хепберн в те годы.
А она, увидев самое страшное своими глазами, рассказывала об этом миру. Отдавала свои гонорары в фонд ЮНИСЕФ и призывала к благотворительности богатых людей. И если на них не действовали её просьбы, Одри включала кинопроектор. Дамы в мехах, увидев руки детей толщиной в два пальца, рыдали и снимали с себя драгоценности, мужчины доставали бумажники.
Одри Хепберн успела поработать на ЮНИСЕФ всего четыре года. И за это время побывала в 54-х командировках. Продолжала ездить уже неизлечимо больная, пока была в состоянии что-то делать. Однажды про Одри сказали, что когда её не станет, в Голливуде будет некому играть ангелов. Её последней работой в кино и стала роль ангела в фильме «Всегда». У персонажа Одри были такие слова: «Не растрачивай свою душу на поступки, совершаемые ради себя самого, но только на то, что делается ради других». Одри Хепберн ничего не играла, произнося этот текст. Ведь это был и её собственный, выстраданный девиз.
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов