Сегодня мы с радостью представляем нового автора рубрики "Частное мнение", священника Сергия Круглова - поэта, эссеиста, автора восьми книг стихов, двух книг православной публицистики и лауреата литературной премии Андрея Белого.
Одиночество… Размышляя о нем, раскрыл книгу стихов Рильке:
О святое мое одиночество – ты!
И дни просторны, светлы и чисты,
как проснувшийся утренний сад.
Одиночество! Зовам далеким не верь
и крепко держи золотую дверь,
там, за нею, желаний ад.
Тяга к одиночеству так понятна, особенно в молодости! Одиночество – вещь очень романтичная. Путешествовать автостопом, видеть новые места, ощущать себя одиноким странником, имея над головой лишь синее или звездное небо и вольный ветер. Писать стихи, закрывшись от всего мира в мансарде на даче, когда дождь шумит по крыше и в ветвях старого сада. Избегать моды, массовых поветрий и предрассудков, чувствовать себя хранителем внутренней чистоты и правды перед лицом обезличенной толпы… Чувствовать независимость - и свободу. Вот оно, ключевое слово – свобода. Странник, поэт, отшельник-монах – именно желание свободы толкает их уходить в одиночество. А свобода – очень важная вещь, без нее человек не может быть человеком.
Но наступает момент, когда одиночество может обернуться и своей страшной стороной. В той же книге стихов Рильке, только на другой странице, есть и другое стихотворение об одиночестве:
Одиночество как дождь.
Оно идет от моря вечерами,
оно до черных тянется подошв
и медленно всплывает над горами
до неба, им чреватого всегда,
и с неба падает на города.
Оно приходит затемно, когда
навстречу свету переулки льются,
когда друг другу чуждые тела
устало друг от друга отвернутся
и замолчат – одна постель свела…
и водостоки темные проснутся.
Служа священником, я встречаю множество мужчин и женщин всех возрастов, которые приходят в церковь, гонимые своим одиночеством, они мучаются от него, не могут более быть одни. Казалось бы, все они вполне свободны и самодостаточны, они долго строили свое независимое одиночество, старательно не пускали посторонних в свою жизнь, в свой тщательно отлаженный мирок – чего же им теперь не хватает? А оказалось, что остро не хватает другой очень важной вещи, без которой нельзя быть человеком – любви. В наши дни недостаток любви между людьми, в семьях и сообществах, проявляется особенно явно, он похож на страшную эпидемию, этакую духовную «лихорадку Эбола» …
Я понимаю мучения этих людей: и без любви они более не могут, но и любить – бывает очень тяжело. Любить - это риск. А ну-ка, открой дверь своего одиночества, впусти в свою жизнь, в свою прибранную одинокую комнату, кого-то еще – а вдруг он все там нарушит, натопчет, не дай Бог переставит вещи или что-то сломает… Но без этого риска не удастся осуществить любовь, без любви наше одиночество задушит нас.
«А как же примеры странника, поэта, монаха, как же их свобода?!» - воскликнешь ты. В том-то и дело, что и свобода без любви невозможна, свобода ведет к любви, как дорога ведет к цели. Странник не просто странствует – он ищет потерянный рай, поэт – создает прекрасные стихи и дарит их людям, это его способ служить ближнему, а монах в своем уединении ищет общения с Богом. А ты – чего ищешь ты в своем одиночестве? Попробуй хотя бы задать себе самому этот вопрос – я верю, ответ непременно придет.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер