Очень часто слышу про то, что образование у нас окончательно разваливается. Наверное, специалисты в этой области могут увидеть эти тревожные признаки. А я обыкновенный рядовой практик, и пройдя трижды с тремя своими детьми по 11-летнему школьному пути, должна сказать, что от развала образования моя семья вовсе не пострадала. Наоборот – так как мы с мужем вечно искали от добра добра, мы поменяли множество школ. И вот что я точно могу сказать о нашем образовании сегодня. У нас сегодня точно есть выбор! А это очень и очень здорово – и здорово.
Мой старший сын, пройдя через православную гимназию (я в детстве и мечтать не могла о том, чтобы ходить в православную гимназию), в седьмом классе решил перейти на полудомашнее обучение. Я не знала до этого даже термина «полудомашнее» или «домашнее» обучение! Он дважды в неделю ходил в замечательный центр гениального педагога Игоря Моисеича Чапковского, где университетские преподаватели давали ему консультации по всем предметам, а потом шел по своим делам – спортивным и развивающим. И конечно очень много проводил времени с семьей, друзьями, путешествовал с нами, создал свою музыкальную группу и организовывал с папой музыкальные вечеринки.
Дочь тоже прошла через горнило наших экспериментов, и осела на полудомашнем обучении. На выпускном вечере в обычной московской школе, к которой мы были прикреплены, наши полудомашние выпускники очень сильно отличались от всех. Они получали свои дипломы стайкой своеобразных экзотических птичек, разноцветных, разностильных, с дредами и странными шароварами. В контрасте с длинными платьями, высокими прическами и черно-белыми костюмами школьников из обычной школы. Я кстати очень люблю длинные платья и высокие прически и ничего не имею против костюмов. Но, должно же быть какое-то разнообразие, разве нет? А потом все учителя и выпускники пошли к нам в гости и мы вместе готовили еду и говорили друг другу комплименты. И да, рыдали друг у друга на плече, директор, учителя и завучи, и смотрели фильмы, которые дети нам наснимали, и слушали их стихи…
Очень смешная в хорошем смысле школа и у младшего моего сына. Ее замечательная директор, когда я робко сказала, что мы больше любим играть в театралке, чем учиться, удивленно спросила: А что, кто-то любит учиться? Это просто неизбежная плата за хорошую компанию… Чем сразу и навсегда заслужила любовь и уважение младшего. И когда он пришел в школу в длинном пальто на красной подкладке, военных ботинках и черных очках, парню не сказали: выйди и оденься как все. А сказали: какой интересный образ!
Все это я рассказываю потому, что на самом деле в жизни очень важен выбор, в том числе собственной индивидуальности. И хорошие новости в том, что мы сейчас – счастливые родители, которые могут для своих детей это выбирать. Так что не грустите, просто ищите. Образование живо, и все не так плохо!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер