
Когда заходит речь об образовании приемных детей, на слуху разговоры о том, что у них дела с учебой часто складываются сложно. Ребенок совсем не хочет учиться, или из школы постоянно жалуются на его плохое поведение. Почему так происходит?
Нередки случаи, когда у детей в учреждениях обнаруживается задержка в развитии. Причина тому — не очень благополучный период внутриутробного развития и сложное раннее детство, когда ребенок мог быть предоставлен сам себе. С другой стороны, для интеллектуального роста любого ребенка необходима стабильная и безопасная жизненная ситуация: постоянный близкий человек рядом, заботливый и надежный. Тогда у ребенка формируется базовое доверие к миру и ничто не мешает раскрыть свой потенциал, быть любознательным. Если же жизнь непредсказуема, люди вокруг меняются, и нет ничего надежного и постоянного, то на первый план выходит задача выживания, в ущерб познавательной активности.
Вспомните себя в какой-нибудь сложной стрессовой ситуации и представьте, что в тот момент Вас стали бы настойчиво учить чему-то новому. Получилось бы у Вас усвоить информацию? У детей со сложной историей детства часто именно их эмоциональное неблагополучие препятствует интеллектуальному развитию.
Что же можно посоветовать приемным родителям в связи с вопросом образования их ребенка? Внимательно изучите диагнозы, которые поставлены ребенку в учреждении, и посоветуйтесь с разными специалистами. По возможности не начинайте совместную жизнь с высоких интеллектуальных нагрузок. Не надо сразу отдавать ребенка на 10 кружков, или спешить как можно раньше отправить в школу, если он дошкольник. Важнее начать с установления отношений, наверстать пропущенные этапы развития ребенка внутри семьи. Без этого фундамента трудно что-либо выстроить. При необходимости обратитесь за консультацией к психологу и нейропсихологу, которые имеют опыт работы с приемными детьми. Многим приемным детям показана психотерапия в связи с их опытом неблагополучного детства, травм и потерь. Нейропсихолог — это специалист, который оценивает состояние у ребенка многих функций (например: памяти, внимания, мышления), лежащих в основе способности к обучению. В зависимости от возраста ребенка, может потребоваться работа с логопедом.
Вдумчиво подойдите к вопросу выбора сада/школы, изучите отзывы о них. К сожалению, на данный момент педагогов не готовят к работе с приемными детьми, поэтому будьте готовы к роли «просветителя»: обсуждению с воспитателями и учителями психологических особенностей приемных детей. Также родителям важно иметь свой круг близких людей, которые помогут им восстановить свои силы.
Приемные дети часто сталкиваются с трудностями в обучении, но им можно помочь, зная о возможных причинах и о том, что делать и куда за какой помощью обращаться. И помните, когда семья крепкая и дружная, преодолевать невзгоды значительно легче.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.