
Когда заходит речь об образовании приемных детей, на слуху разговоры о том, что у них дела с учебой часто складываются сложно. Ребенок совсем не хочет учиться, или из школы постоянно жалуются на его плохое поведение. Почему так происходит?
Нередки случаи, когда у детей в учреждениях обнаруживается задержка в развитии. Причина тому — не очень благополучный период внутриутробного развития и сложное раннее детство, когда ребенок мог быть предоставлен сам себе. С другой стороны, для интеллектуального роста любого ребенка необходима стабильная и безопасная жизненная ситуация: постоянный близкий человек рядом, заботливый и надежный. Тогда у ребенка формируется базовое доверие к миру и ничто не мешает раскрыть свой потенциал, быть любознательным. Если же жизнь непредсказуема, люди вокруг меняются, и нет ничего надежного и постоянного, то на первый план выходит задача выживания, в ущерб познавательной активности.
Вспомните себя в какой-нибудь сложной стрессовой ситуации и представьте, что в тот момент Вас стали бы настойчиво учить чему-то новому. Получилось бы у Вас усвоить информацию? У детей со сложной историей детства часто именно их эмоциональное неблагополучие препятствует интеллектуальному развитию.
Что же можно посоветовать приемным родителям в связи с вопросом образования их ребенка? Внимательно изучите диагнозы, которые поставлены ребенку в учреждении, и посоветуйтесь с разными специалистами. По возможности не начинайте совместную жизнь с высоких интеллектуальных нагрузок. Не надо сразу отдавать ребенка на 10 кружков, или спешить как можно раньше отправить в школу, если он дошкольник. Важнее начать с установления отношений, наверстать пропущенные этапы развития ребенка внутри семьи. Без этого фундамента трудно что-либо выстроить. При необходимости обратитесь за консультацией к психологу и нейропсихологу, которые имеют опыт работы с приемными детьми. Многим приемным детям показана психотерапия в связи с их опытом неблагополучного детства, травм и потерь. Нейропсихолог — это специалист, который оценивает состояние у ребенка многих функций (например: памяти, внимания, мышления), лежащих в основе способности к обучению. В зависимости от возраста ребенка, может потребоваться работа с логопедом.
Вдумчиво подойдите к вопросу выбора сада/школы, изучите отзывы о них. К сожалению, на данный момент педагогов не готовят к работе с приемными детьми, поэтому будьте готовы к роли «просветителя»: обсуждению с воспитателями и учителями психологических особенностей приемных детей. Также родителям важно иметь свой круг близких людей, которые помогут им восстановить свои силы.
Приемные дети часто сталкиваются с трудностями в обучении, но им можно помочь, зная о возможных причинах и о том, что делать и куда за какой помощью обращаться. И помните, когда семья крепкая и дружная, преодолевать невзгоды значительно легче.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема