Есть у меня знакомая семья, внешне очень благополучная: муж – успешный бизнесмен, жена-красавица и двое прекрасных детишек. Представьте мое удивление, когда эта внешне счастливая женщина (назовем ее Лиля) разрыдалась однажды на моем плече и сказала, что единственное, о чем она мечтает, это забрать детей и уехать к маме и больше никогда не видеть своего мужа. Потому что больше терпеть его оскорбления, у нее нет никаких душевных сил.
Признаться, я не очень поняла свою подругу. Понятно ведь, что не бывает семейной жизни без ссор и трений, обязательно возникают несогласия и обиды. Зачем на них так бурно реагировать? Но чем больше Лиля мне рассказывала о своей жизни, тем больше понимала я, как ошибалась в своем первоначальном впечатлении.
Муж постоянно критикует все, что Лиля делает или наоборот не делает, не стесняясь в выражениях: «одноклеточная домохозяйка», «неряха» - вот cамые приличные эпитеты, которые он часто употребляет в отношении своей супруги, причем в присутствии детей. Он постоянно доказывает и показывает ей, что она ничего не умеет, не знает, из себя не представляет, громогласно сожалеет о своей ошибке молодости.Сначала она спорила с мужем, пыталась защищаться, оправдываться. Потом просто плакала. Но когда поняла, что на любое ее поведение будет только еще больше оскорблений и попыток унизить, она замкнулась в себе.
Мы очень легко относимся к тем оскорблениям и обидам, которые наносим своим близким. Думаем: ну это же просто сотрясание воздуха, что здесь такого! Но очень ошибаемся, полагая, что все наши грубые, жестокие, злые слова исчезают. Не зря Христос сказал, что за каждое слово мы дадим ответ. Буквально за каждое. И все наши речи, сказанные в раздражении и злобе, копятся где-то глубоко-глубоко в душе обиженного нами человека. Ведь иногда, словом можно ударить сильнее, чем кулаком.
Конечно, в жизни бывают моменты, и иногда в эмоциональном запале вырываются те самые, обидные слова, которые так ранят.Поэтому очень важно понимать, что за всякую обиду надо просить прощения. Порой, это бывает трудно, ведь нужно осознать свою вину, раскаяться и искренне сказать: - "Прости меня!". Но именно эти слова раскаяния дадут возможность загладить те трещины, которые между вами возникли, чтобы они не превратились в пропасть.
В последнее воскресенье перед Великим постом в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного.
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.»
В этот день, христиане имеют благочестивый обычай просить друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Именно поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем. Как хорошо, что оно есть! Для таких как мы: вечно забывающих обиды, нанесенные нами, и не забывающих оскорбления, нанесенные нам.
Прости меня, Лиля, что я не почувствовала раньше, как тебе тяжело, под твоей маской благополучия и счастья. Прости, что не поняла тебя в самом начале. Очень хочу верить, что рано или поздно муж одумается и тоже попросит у тебя прощения.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер