О Церкви прямо или косвенно упоминается во всех 27 книгах Нового Завета. В сознании многих людей Церковь — это некая организация-посредник между Богом и людьми. Человек живёт в своих бытовых заботах, но время от времени может попытаться оторваться от мирского и тогда идет в церковь, где благодаря таинствам, совершаемым церковными служителями, может приобщиться к чему-то вечному, небесному, Божественному. Вот для этого, говорят, и нужна Церковь. При таком взгляде нередко слышны и возражения: а зачем человеку для общения с Богом нужны посредники? И действительно, зачем? Весь Новый Завет свидетельствует, что Бог Сам приходит к людям — ищет их и находит. Ни в каких посредниках Он не нуждается. Не требуется и какого-то исключительного места, в котором человек мог бы служить Богу.
Получается, что Церковь — это не посредник между Богом и людьми. Но тогда что это такое? И зачем она нужна? Говоря о Церкви в новозаветном понимании, надо признать, что ответить, зачем нужна Церковь, невозможно. Как невозможно ответить, зачем нужна семья или для чего люди объединены в единый народ. Люди, верующие в Иисуса Христа, объединяются в Церковь не с какой-то целью, а потому, что, приближаясь к Богу, они неизбежно становятся близкими и друг другу. Когда Христос обещает: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её, Он говорит о Своих апостолах как о родоначальниках Церкви. Двенадцать апостолов должны стать духовными отцами всех поколений будущих христиан. А христиане, родившись в крещальной купели от воды и Духа, оказываются братьями и сёстрами друг другу. И это родство членов Церкви — не красивая метафора. Это данность, которая определяет жизнь христианина. Крещение — это не устроение личной духовной жизни, не получение какого-то персонального освящения. В крещении человек становится частью огромной семьи, и это новое положение, конечно, влечет за собой огромную ответственность. У христианина, по слову Иисуса Христа, сотни братьев, и сестёр, и отцов, и матерей, и детей.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема