В этом мире действуют мощные стихии зла и разрушения. Много раз в истории цивилизации проваливались в дикость, уровень культуры, права, законности, гуманности, достигнутый долгими веками, за короткое время падал в пыль. Грандиозные моральные катастрофы — две мировые войны, ГУЛАГ, Холокост, и бледнеющие на их фоне геноциды и войны поменьше, все, чем известен ХХ век, и от чего, похоже, не собирается уходить XXI — свидетельство того, о чем уже очень давно сказал Пророк, «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9)
И есть благодать Божия, которая противостоит этим силам — и она действует через людей, готовых на нее отзываться. Она действует преимущественно, но не исключительно в Церкви — есть понятие «всеобщей благодати», действия Божия в мире, которым Он не дает земле превратиться в ад, а людям — в бесов.
Эта благодать научает людей следовать заповедям Божиим — в частности, заповеди «не убий». Христиане знают, что человек создан по образу Божию; что за каждого человека умер Христос; что каждый занимает какое-то место в Божием замысле, является Божиим творением, о котором у Бога есть особая забота.
Для христиан то, что людей убивать нельзя — не формальное запрещение, которое можно обойти, это то, что неизбежно следует из христианской картины мира. И вот христиане — по крайне мере те из них, которые относятся к своей вере всерьез — не только являются миротворцами в конкретных ситуациях, но и транслируют в мир эту странную и пугающую идею: человеческая жизнь обладает ценностью. Не только жизнь соплеменника, не только жизнь члена партии, не только жизнь, которая зачем-то нужна мне или моим — но любая человеческая жизнь. Вообще.
Теоретически все согласны, что невинных людей убивать нельзя. Почти любой убийца с этим согласится. Даже Гитлер, Сталин и Пол Пот были уверены, что убивают только по необходимости и только тех, кто этого заслуживает. На практике оказывается, что убивать можно — плохих людей, а если, чтобы добраться до плохих, надо убить и какое-то число людей случайных и невинных, то в этом все равно виноваты плохие люди, которых нам надо убить. Вообще убивать, конечно, нельзя, и мы искренне возмущены, когда это делают другие — но вот именно нам, вот именно наших врагов — можно.
И вот христиане — это те, кто воспринимают заповедь всерьез. Не убивай. Не содействуй убийству. Не подстрекай, не ободряй, не восхваляй убийство. Не разжигай истерию, которая ведет к убийству. Конечно, те, кто хочет убивать, придумают миллион самых убедительных оправданий, почему им — можно. Но христиане — это не те, у кого есть особенно убедительные причины для нарушения заповедей. Это те, кто их соблюдают.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема