
В молитве Иоанна Златоуста есть слова: «от мысленного волка звероуловлен буду». Задумалась об этом образе. От мысленного волка... Кто этот волк? Полагаю, что — страсть. Греховный навык, который терзает душу. Я так это понимаю.
Они всегда есть при нас, в глубинах души, как в чаще лесной. Могут по долгу и не подходить близко, но слышно, как рычат, видно, как светятся в темноте их глаза красными огоньками.
Когда мы встаём на духовный путь, начинаем их укрощать. С трудом и с очень переменным успехом. Эти волчата сильны и коварны. Хотя и могут прикидываться просто шкодливыми щенятами.
Грех сквернословия, например, кто-то и за грех не считает, а как трудно от него избавиться! Вот думала уж победила — не вставляю нецензурных слов в рассказ для красного словца, не называю обидчиков грубо, как хочется. Сдерживаюсь! Удается! Но...
Не назвала, зато подумала. Вроде, подумать — это же не сказать, значит, нестрашно. Но волк-то рядом, в душе. И слово резкое в мыслях. Почти на языке. Не выдержали нервы и выскочило! Потому что грехопадение начинается с мысли. Допустил саму возможность, будь уверен, реализация не за горами.
Или грех объедения. Как-то готовясь к причастию, держала пост, а вечером накануне так проголодалась, что съела целую тарелку винегрета. На исповеди, когда я закончила каяться, батюшка спросил: «А чревоугодие?». Я ему честно ответила: «Нет, такого не бывает». И тут перед глазами буквально предстал мой ужин!.. Даже не заметила. А ведь действительно, объелась.
Ещё грех осуждения. Этот волк матёрый. Народная мудрость гласит: «Кого в чем осудишь, в том сам и побудешь». Не раз в этом убеждалась. Да вот сейчас, когда ехала на студию.
Перестраиваясь из соседней полосы движения в мою полосу, меня грубо подрезал автомобиль. Я возмутилась, мысленно обругала дорожного грубияна. И тут же, уходя на поворот, не заметила машину. Можно сказать. Теперь я подрезала. Но ведь невольно. Просто грязью забрызгало стекло, снегом залепило зеркало. Оправдывала себя я...
Вот он — вожак моей волчьей стаи — самооправдание. Я — лучший адвокат себе. Выругалась — так это — вынудили, спровоцировали. Объелась — так постного же. Подрезала другого водителя — дороги плохо вычищены.
Можно делать вид, что справился со своими пристрастиями — волками. Можно даже убедить окружающих. Но перед Господом открыты все наши помыслы. Видит Бог, что подкармливаю волков своих. Как? А допускаю грех в малом. В мыслях. Это какая кроха. Но именно она подпитывает зверя! Это уже пища для страсти.
«Верный в малом, и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» — читаем мы в Евангелии.
Подкармливаешь своего волка понемногу, будь готов однажды схватиться с ним по-настоящему.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.