
В молитве Иоанна Златоуста есть слова: «от мысленного волка звероуловлен буду». Задумалась об этом образе. От мысленного волка... Кто этот волк? Полагаю, что — страсть. Греховный навык, который терзает душу. Я так это понимаю.
Они всегда есть при нас, в глубинах души, как в чаще лесной. Могут по долгу и не подходить близко, но слышно, как рычат, видно, как светятся в темноте их глаза красными огоньками.
Когда мы встаём на духовный путь, начинаем их укрощать. С трудом и с очень переменным успехом. Эти волчата сильны и коварны. Хотя и могут прикидываться просто шкодливыми щенятами.
Грех сквернословия, например, кто-то и за грех не считает, а как трудно от него избавиться! Вот думала уж победила — не вставляю нецензурных слов в рассказ для красного словца, не называю обидчиков грубо, как хочется. Сдерживаюсь! Удается! Но...
Не назвала, зато подумала. Вроде, подумать — это же не сказать, значит, нестрашно. Но волк-то рядом, в душе. И слово резкое в мыслях. Почти на языке. Не выдержали нервы и выскочило! Потому что грехопадение начинается с мысли. Допустил саму возможность, будь уверен, реализация не за горами.
Или грех объедения. Как-то готовясь к причастию, держала пост, а вечером накануне так проголодалась, что съела целую тарелку винегрета. На исповеди, когда я закончила каяться, батюшка спросил: «А чревоугодие?». Я ему честно ответила: «Нет, такого не бывает». И тут перед глазами буквально предстал мой ужин!.. Даже не заметила. А ведь действительно, объелась.
Ещё грех осуждения. Этот волк матёрый. Народная мудрость гласит: «Кого в чем осудишь, в том сам и побудешь». Не раз в этом убеждалась. Да вот сейчас, когда ехала на студию.
Перестраиваясь из соседней полосы движения в мою полосу, меня грубо подрезал автомобиль. Я возмутилась, мысленно обругала дорожного грубияна. И тут же, уходя на поворот, не заметила машину. Можно сказать. Теперь я подрезала. Но ведь невольно. Просто грязью забрызгало стекло, снегом залепило зеркало. Оправдывала себя я...
Вот он — вожак моей волчьей стаи — самооправдание. Я — лучший адвокат себе. Выругалась — так это — вынудили, спровоцировали. Объелась — так постного же. Подрезала другого водителя — дороги плохо вычищены.
Можно делать вид, что справился со своими пристрастиями — волками. Можно даже убедить окружающих. Но перед Господом открыты все наши помыслы. Видит Бог, что подкармливаю волков своих. Как? А допускаю грех в малом. В мыслях. Это какая кроха. Но именно она подпитывает зверя! Это уже пища для страсти.
«Верный в малом, и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» — читаем мы в Евангелии.
Подкармливаешь своего волка понемногу, будь готов однажды схватиться с ним по-настоящему.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.