
В молитве Иоанна Златоуста есть слова: «от мысленного волка звероуловлен буду». Задумалась об этом образе. От мысленного волка... Кто этот волк? Полагаю, что — страсть. Греховный навык, который терзает душу. Я так это понимаю.
Они всегда есть при нас, в глубинах души, как в чаще лесной. Могут по долгу и не подходить близко, но слышно, как рычат, видно, как светятся в темноте их глаза красными огоньками.
Когда мы встаём на духовный путь, начинаем их укрощать. С трудом и с очень переменным успехом. Эти волчата сильны и коварны. Хотя и могут прикидываться просто шкодливыми щенятами.
Грех сквернословия, например, кто-то и за грех не считает, а как трудно от него избавиться! Вот думала уж победила — не вставляю нецензурных слов в рассказ для красного словца, не называю обидчиков грубо, как хочется. Сдерживаюсь! Удается! Но...
Не назвала, зато подумала. Вроде, подумать — это же не сказать, значит, нестрашно. Но волк-то рядом, в душе. И слово резкое в мыслях. Почти на языке. Не выдержали нервы и выскочило! Потому что грехопадение начинается с мысли. Допустил саму возможность, будь уверен, реализация не за горами.
Или грех объедения. Как-то готовясь к причастию, держала пост, а вечером накануне так проголодалась, что съела целую тарелку винегрета. На исповеди, когда я закончила каяться, батюшка спросил: «А чревоугодие?». Я ему честно ответила: «Нет, такого не бывает». И тут перед глазами буквально предстал мой ужин!.. Даже не заметила. А ведь действительно, объелась.
Ещё грех осуждения. Этот волк матёрый. Народная мудрость гласит: «Кого в чем осудишь, в том сам и побудешь». Не раз в этом убеждалась. Да вот сейчас, когда ехала на студию.
Перестраиваясь из соседней полосы движения в мою полосу, меня грубо подрезал автомобиль. Я возмутилась, мысленно обругала дорожного грубияна. И тут же, уходя на поворот, не заметила машину. Можно сказать. Теперь я подрезала. Но ведь невольно. Просто грязью забрызгало стекло, снегом залепило зеркало. Оправдывала себя я...
Вот он — вожак моей волчьей стаи — самооправдание. Я — лучший адвокат себе. Выругалась — так это — вынудили, спровоцировали. Объелась — так постного же. Подрезала другого водителя — дороги плохо вычищены.
Можно делать вид, что справился со своими пристрастиями — волками. Можно даже убедить окружающих. Но перед Господом открыты все наши помыслы. Видит Бог, что подкармливаю волков своих. Как? А допускаю грех в малом. В мыслях. Это какая кроха. Но именно она подпитывает зверя! Это уже пища для страсти.
«Верный в малом, и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» — читаем мы в Евангелии.
Подкармливаешь своего волка понемногу, будь готов однажды схватиться с ним по-настоящему.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема