«Ничто не может сравниться с любовью... Ныне же любовь оскудевает; разделились мы между собою», — такие слова сказал святитель Иоанн Златоуст больше полутора тысяч лет тому назад. С тех пор в этом смысле мало что изменилось — всё так же человек нуждается в любви, ищет её. В своих поисках ему часто нужен мудрый проводник, советы и наставления которого помогут найти верный путь. Такими помощниками для каждого из нас станут святые отцы Церкви — древние и современные духовные писатели и проповедники. Во все времена они шли путём, указанным им Самим Господом, который и есть Любовь. О любви — к Богу, к ближнему, супругов друг к другу — беседуют они с нами на страницах книги «О любви, о браке, о детях. Священное писание и церковный опыт».
«В ком любовь, тот вместе с Богом. Храни любовь, как зеницу ока, в ней — свет и жизнь. Храни её, она радость для всех приверженных к ней», — говорит преподобный Ефрем Сирин, святой первых веков христианства. Ему вторит другой великий учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст: «Любовь есть глава, корень, источник и мать всех благ». В этом же уверен и святой начала ХХ века, праведный Иоанн Кронштадтский: «Господь для того нас держит на земле, чтобы любовь к Богу и ближнему всецело проникла в наши сердца».
Какой же призвана быть наша любовь к ближнему? На этот вопрос на страницах книги отвечает святитель Василий Великий. «Какую любовь должно иметь друг к другу? Какую Господь показал и какой научил, сказав: любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». А святитель Тихон Задонский даёт нам подробный алгоритм действий: «Как не хочешь, чтобы кто тебя обидел, отнял что у тебя, оклеветал, оболгал, прельстил, обманул, опорочил, похитил что, осудил тебя, укорил и прочее зло сделал, так не желай и не делай того и ближнему. Как не хочешь, чтобы кто тебя в нужде оставил, так не оставляй и ближнего своего. Как хочешь, чтобы кто тебе в бедности помог, так желай и помогай сам бедствующему».
Подобную же любовь, по слову святителя Феофана Затворника, питают друг к другу муж и жена. Святой говорит: «У нас есть всеобщая заповедь: друг друга тяготы носить; тем охотнее должны исполнять её такие близкие лица, как супруги». Святая страстотерпица, царица Александра Фёдоровна, считала единство интересов супругов залогом счастливого брака: «Пусть всё в их жизни будет общим».
По мнению святых отцов церкви, ещё один признак любви — забота о детях. «Родители! Не забывайте благословлять детей своим любящим сердцем!» — призывает святитель Филарет Московский. А священномученик Арсений (Жадановский) говорит: «Высоко, свято, духовно любят родители своих детей, когда смотрят на них, как на Божие благословение».
Апостол Павел в евангельском послании к Коринфянам увещевал: «Всё у вас да будет с любовью». О том, как можно достичь этого во все времена, расскажет книга «О любви, о браке, о детях. Священное писание и церковный опыт».
Все выпуски программы Литературный навигатор
- Д. Авдеев, Я. Беседина. «Мысли о женской душе, или очерки житейской психологии»
- Протоиерей Артемий Владимиров. «И душа с душою говорит»
- «Самое важное — любовь. Современные православные христиане о своей семейной жизни»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 132 зач., IV, 17 - V, 5.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Иногда человек может настолько увлечься возвышенными идеями, что перестанет замечать происходящее вокруг него греховное нечестие. И речь сейчас не идёт о тех подвижниках, для которых, по слову апостола Павла, всё чисто, речь о том состоянии, при котором возвышенные устремления — не больше, чем дурманящая сознание фантазия, не имеющая своим основанием чистую совесть. Именно с такими фантазёрами вынужден был иметь дело апостол Павел в Коринфе, о них он написал в 4-й и 5-й главах своего Первого послания к Коринфянам, отрывок из которого звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 4.
17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;
19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Глава 5.
1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
К счастью, человек, который внимательно относится к собственной совести, не может утратить способности неприятно изумляться всякий раз, когда ему доводится слышать о грехе, тем более грехе тяжёлом. Именно по этой причине грехи предшествующих поколений для заботящегося о чистоте своего сердца человека отнюдь не отменяют того ужаса, который переживает такой человек тогда, когда он сталкивается в своей жизни с чем-то подобным. Пожалуй, мало кого не поразит история про сожительство молодого человека с его мачехой, хотя в этом грехе нет ничего нового, о таком сожительстве мы можем прочитать и в Новом Завете, в частности, в том самом отрывке Первого послания к коринфянам, который только что прозвучал.
Интересно, что самого апостола Павла изумлял не столько этот грех, а то, что коринфская христианская община никак не отреагировала на вопиющее беззаконие в её среде. Апостол в качестве причины такой поразительной нечувствительности видел гордыню, и в ней он обличал своих адресатов. Но какая может быть связь между гордыней и наплевательским отношением к греху? Для ответа на этот вопрос нам стоит вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника: «От гордости происходит забвение согрешений; а память о них есть ходатай смиренномудрия». Гордый попросту не видит греха, он ослеплён, а когда гордостью поражён не какой-то один человек, а целое сообщество, то оно становится слепым к грехам своих членов. Более того, такое сообщество может и оправдывать грехи, ведь по причине гордости ему крайне непросто признать, что в их среде есть те, кто низко пал.
Апостол Павел призывал христиан Коринфа очнуться от горделивого забытья и исторгнуть из своей среды тяжело согрешившего человека, при этом свою мысль апостол выразил в довольно странных словах: «Сделавшего такое дело [...] предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5:5). У преподобного Ефрема Сирина есть комментарий на эти апостольские слова, и его стоит процитировать: «Чтобы был отлучён от них и да предастся во власть дел своих, дабы прочие спаслись от погибели его. А если обратится он и совершит покаяние, то пусть опять примут его. Иначе, (т.е. если не покается), по отлучении его, да увещаваются другие, чтобы не подражали ему». Логика здесь такая: грех — особенно грех тяжёлый — ведёт человека к погибели, причём не какой-то сокровенной и невидимой посторонними, нет, к погибели, которую невозможно не заметить, хотя, конечно, проявлять себя она может очень по-разному, следовательно, сама жизнь тяжело согрешившего человека — лучшее свидетельство того, что от греха необходимо всеми силами воздерживаться. Апостол Павел предложил коринфянам, во-первых, увидеть и признать грех одного из членов их общины, а во-вторых, дистанцироваться от этого человека, изгнать его из своего собрания до момента принесения им покаяния, если же покаяния не будет, то гибель согрешившего должна стать назиданием для всех христиан.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николо-Сольбинскому монастырю нужны волонтёры
Старинный Николо-Сольбинский женский монастырь располагается в Ярославской области, в живописном месте, окружённом со всех сторон лесом. В обители кипит активная жизнь — действуют 12 храмов, медицинский центр, школа и первый православный колледж в России, а также керамическая мастерская, где сёстры создают уникальную сольбинскую керамику, которая пополнила копилку народных художественных промыслов региона.
В обитель съезжаются люди со всей России — помолиться, полюбоваться здешними видами и потрудиться. Волонтёрам в Николо-Сольбинском монастыре очень рады, ведь решить некоторые хозяйственные задачи без помощников сёстрам бывает крайне трудно.
Недавно здесь побывали студенты нескольких российских вузов. Они приехали, чтобы помочь в важном деле — собрать урожай картофеля до начала сезона дождей. Ребята оперативно откликнулись на призыв монастыря в социальных сетях. Это событие стало для многих молодых людей настоящим вызовом своей привычной жизни в городе. Кто-то из них впервые узнал, что такое сбор картофеля! Однако поработали студенты на славу. Кроме этого, юноши и девушки познакомились с Николо-Сольбинским монастырём — побывали на воскресной службе и экскурсии.
«Здесь очень добрые и светлые люди, которые готовы принять, обогреть накормить, показать и рассказать историю монастыря. Тут невероятная красота! Я поняла, что это место очень ценно для России, и рада, что смогла как-то помочь обители!» — делится впечатлениями студентка Мария.
Вы тоже можете помогать Николо-Сольбинскому монастырю делами. Узнать больше о жизни этой обители и о том, как до неё добраться можно на сайте: https://solba.ru/ и социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — особенности быта». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел об интересных особенностях уклада жизни и быта в Византии и в Древней Руси, а также о том, какое влияние на различные аспекты жизни оказывало христианство.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер