Христианство говорит, что гордыня — великий грех, грех сатанинский, грех, который хуже всех грехов, хуже воровства или блуда, хуже всего. Есть только один грех, который еще хуже — это отчаяние, но он тесно связан с гордыней. Часто люди неверующие реагируют на это с удивлением и обидой — христианство отрицает человеческое достоинство!
Что же, давайте разберемся, что такое достоинство и что такое гордыня — раз их часто путают. Увы, нередко то, что в миру называется «достоинством» это и есть гордыня. Как это понять? По отношению к ближним. Означает ли мое «чувство собственного достоинства», что есть какие-то менее достойные чем я, люди? Кто-то, к кому я с (с полным, в своих глазах, основанием) отношусь с презрением? Какие-то люди, взгляды, привычки, обычаи которых заслуживают, в моих глазах, того, чтобы ставить этих людей на ступеньку ниже, чем меня?
Классическая форма гордыни — расизм, вера в то, что я отношусь к биологически высшей породе, а другие люди — к низшей; расизм может опираться на различия в оттенке кожи, а может отлично без них обходиться. «Расовые» отличия могут находиться исключительно в голове расиста, как это было с основоположником «научного» расизма Артюром Гобино, который полагал, что относится к иной расе, нежели большинство его сограждан.
Но человек может и не называть это расизмом — он просто может считать, что «они», жители другой местности и представители другой социальной группы, по какой-то причине ниже его, и достойны презрения.
За то, что они хуже образованы, или меньше зарабатывают, или по любой другой, реальной или выдуманной причине.
Гордыня всегда ищет поставить своего ближнего ниже себя. Этим она отличается от достоинства — которое начинает с того, что видит достоинство другого. И он, и я сотворены по образу Божию и искуплены драгоценной кровью Иисуса Христа. Христианин видит ближнего именно в свете этого факта, и мысль о том, чтобы с презрением отнестись к тому, за кого умер Христос, вызывает у него ужас.
Как говорил еще языческий мудрец Сенека, «Человек - предмет для другого человека священный».
Гордыня ищет вознести себя, уничижая других — достоинство признает образ Божий и в других, и в себе. И признавая это достоинство, мы обнаруживаем, что мы недостойны — мы ведем себя совсем не так, как должно вести себя носителям Его образа. Высокое мнение о достоинстве человека — когда оно есть — побуждает к покаянию, к перемене пути, к отвержению греха, которым мы отрицали достоинство других людей — или свое собственное. Гордыня — это не синоним достоинства, это его антоним.
Наследный принц, превратившийся в вора и бродягу, а потом пришедший в себя, будет горько оплакивать свое падение именно по причине высокого достоинства, с которого он ниспал; вор и бродяга, который гордится тем, какой он ловкий вор, ни в какое достоинство просто не верит. Гордыня и достоинство — не только не одно и то же, это противоположные вещи.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер