Христианство говорит, что гордыня — великий грех, грех сатанинский, грех, который хуже всех грехов, хуже воровства или блуда, хуже всего. Есть только один грех, который еще хуже — это отчаяние, но он тесно связан с гордыней. Часто люди неверующие реагируют на это с удивлением и обидой — христианство отрицает человеческое достоинство!
Что же, давайте разберемся, что такое достоинство и что такое гордыня — раз их часто путают. Увы, нередко то, что в миру называется «достоинством» это и есть гордыня. Как это понять? По отношению к ближним. Означает ли мое «чувство собственного достоинства», что есть какие-то менее достойные чем я, люди? Кто-то, к кому я с (с полным, в своих глазах, основанием) отношусь с презрением? Какие-то люди, взгляды, привычки, обычаи которых заслуживают, в моих глазах, того, чтобы ставить этих людей на ступеньку ниже, чем меня?
Классическая форма гордыни — расизм, вера в то, что я отношусь к биологически высшей породе, а другие люди — к низшей; расизм может опираться на различия в оттенке кожи, а может отлично без них обходиться. «Расовые» отличия могут находиться исключительно в голове расиста, как это было с основоположником «научного» расизма Артюром Гобино, который полагал, что относится к иной расе, нежели большинство его сограждан.
Но человек может и не называть это расизмом — он просто может считать, что «они», жители другой местности и представители другой социальной группы, по какой-то причине ниже его, и достойны презрения.
За то, что они хуже образованы, или меньше зарабатывают, или по любой другой, реальной или выдуманной причине.
Гордыня всегда ищет поставить своего ближнего ниже себя. Этим она отличается от достоинства — которое начинает с того, что видит достоинство другого. И он, и я сотворены по образу Божию и искуплены драгоценной кровью Иисуса Христа. Христианин видит ближнего именно в свете этого факта, и мысль о том, чтобы с презрением отнестись к тому, за кого умер Христос, вызывает у него ужас.
Как говорил еще языческий мудрец Сенека, «Человек - предмет для другого человека священный».
Гордыня ищет вознести себя, уничижая других — достоинство признает образ Божий и в других, и в себе. И признавая это достоинство, мы обнаруживаем, что мы недостойны — мы ведем себя совсем не так, как должно вести себя носителям Его образа. Высокое мнение о достоинстве человека — когда оно есть — побуждает к покаянию, к перемене пути, к отвержению греха, которым мы отрицали достоинство других людей — или свое собственное. Гордыня — это не синоним достоинства, это его антоним.
Наследный принц, превратившийся в вора и бродягу, а потом пришедший в себя, будет горько оплакивать свое падение именно по причине высокого достоинства, с которого он ниспал; вор и бродяга, который гордится тем, какой он ловкий вор, ни в какое достоинство просто не верит. Гордыня и достоинство — не только не одно и то же, это противоположные вещи.
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема